Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
       
   
 
 
     
   КСМ-65 
 
КСМ-65
 
 
Береговое артиллерийское орудие
 

Проектирование 100-мм береговой буксируемой пушки С-65 знаменитый конструктор В.Г. Грабин начал в 1944 г. в инициативном порядке. Расчеты береговой подвижной пушки С-65 были закончены 30 ноября 1944 г. Главным конструктором ее был К.К. Ренне. Тактико-техническое задание на артустановку С-65 заместитель наркома ВМФ утвердил 2 июня 1945 г.

Государственная комиссия и АНИМИ рекомендовали принять батарею на вооружение ВМФ, однако в начале 1951 г. Министерство вооружений предложило ее доработать и унифицировать со 100-мм зенитной пушкой КС-19 с целью исключения изготовления промышленностью двух разных артустановок калибра 100 мм .

На основании письма Главного артиллерийского управления от 16 апреля 1951 г. завод № 8 (им. Калинина) начал работы по созданию 100-мм береговой пушки КСМ-65 на базе зенитной пушки КС-19 под руководством главного конструктора Л.В. Люльева.

Изготовление опытной серии из четырех установок было закончено заводом № 8 в сентябре 1951 г. Одна из установок с 20 по 25 сентября 1951 г. прошла заводские испытания в Свердловске. С 22 октября по 1 ноября 1951 г. опытный образец КСМ-65 прошел полигонные испытания в Ленинграде.

Артустановка КСМ-65 была принята на вооружение Постановлением СМ № 1743-675 от 11.07.1953 г. и приказом ГК ВМС от 20.07.1953 г. Постановление СМ о серийном производстве КСМ-65 вышло 19 ноября 1951 года.

Ствол состоял из моноблока, муфты и дульного тормоза. Ствол имели нарезы постоянной крутизны и дульный тормоз активного типа, поглощающий до 30-35% энергии отката. Затвор орудия вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Узел заряжания имел лоток корытообразной формы. Досылатель гидропневматический, приводился в действие лотком, когда патрон приведен на линию заряжания. Досылатель был закреплен на люльке и передней обойме. Взведение досылателя производилось автоматически, накатом ствола. Радиус обметания орудия составлял 5400 мм.

Противооткатные устройства состояли из тормоза отката-накатника и двух гидравлических тормозов, предназначенных для поглощения избыточной энергии наката. Тормоз отката гидропневматический, клепанного типа, с разделением жидкости и газа плавающим поршнем.
Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа, был укреплен на передней части станка и состоял из двух пружинных колонок, соединенных при помощи цепей с казенной частью люльки.

Орудие КСМ-65 имело широкую номенклатуру применяемых боеприпасов: фугасные, зенитные, осветительные, противорадиолокационные и даже ныряющие снаряды. В зависимости от применяемых боеприпасов, начальная скорость снаряда составляла от 250 до 900 м/с. Заряжание - унитарное.

Станок орудия представлял собой сварную конструкцию, состоящую в основном из литого основания, двух щек (стенок), усиленных ребрами жесткости и рамки (передней перемычки). Основание станка в центре имело отверстие для радиального шарикоподшипника, которым станок центрировался на штыре фундаментной плиты. Фундаментная плита - три шаровых погона с двумя рядами шаров, болтами крепилась к платформе КМУ-65.

Платформа КМУ-65 представляла собой четырехколесную повозку с независимым торсионным подрессориванием каждого колеса. Шины колес резиновые с губчатым наполнением. Платформа в боевом положении крепилась к грунту восемью сошниками (клиньями), расположенными на откидных упорах и хребтовой балке платформы, что обеспечивало хорошую устойчивость при стрельбе. На концах откидных упоров и хребтовой балки платформы были расположены винтовые домкраты для горизонтирования. Установка КСМ-65 перевозилась тягачом или грузовым автомобилем, например, ЗИС-151.

Орудийный ПУС системы "Москва-2" акже электроспуск ударного механизма при всех видах наводки. Наведение могло осуществляться с помощью АРЛС «Залп-Б1». Прямая наводка велась с помощью панорамы ПМА прибора 23М и прицельной трубки МВШ-М-1.

Установки КСМ-65 серийно изготавливались на заводе №8 в Свердловске с 1952 по 1956 год. Всего было изготовлено 116 единиц.

По состоянию на 01.01.1984 г. в советском ВМФ имелось 49 установок КСМ-65 (21 орудие на батареях, 28 - на складах), из них на Черноморском флоте имелось 6 орудий (1 на батарее, 5 - на складах).

По состоянию на август 1997 г. на Черноморском флоте имелось 1 орудие КСМ-65, по Договору о разделе флота отошедшее российской стороне.

В настоящее время данное орудие выставлено на открытой экспозиции музея Михайловской батареи (Северная сторона, Севастополь).

КМ-65: основные характеристики
Масса, т
9,2
Калибр орудия, мм
100
Длина ствола, клб
56,1
Угол вертикального наведения
-3°...+45°
Угол горизонтального наведения
360°
Скорострельность, выстр./мин
20
Дальность стрельбы, км
22
Боевой расчет, чел
8
 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте