Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
             
   
 
 
         
      МК-5  
 
152-мм трехорудийная башня МК-5
152-мм трехорудийная башня МК-5 - схема
 
152-мм трехорудийная башня
 

Проектирование трехорудийной башенной установки МК-5 для легких крейсеров проекта 68 началось весной 1937 года в КБ Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). Для нее на заводе “Большевик” была специально сконструирована 152-мм пушка Б-38 (кроме крейсеров проекта 68, планировалось установить эти пушки в башнях линкоров проекта 23 “Советский Союз” и крейсеров проекта 69 “Кронштадт”). Тактико-техническое задание на пушку Управление ВМС утвердило 29 сентября 1938 года. Ни пушка, ни башня никаких отечественных аналогов не имели, и создание этой системы представляло собой качественный скачок в нашей морской артиллерии.

Первый опытный образец пушки Б-38 был изготовлен на заводе “Большевик” в начале 1940 года и отстрелян на научно-исследовательском морском артиллерийском полигоне (НИМАП) в июне - сентябре того же года на полигонном станке Б-46. По результатам испытаний была проведена доработка орудия, после чего его запустили в серийное производство. В 1941 году на НИМАПе было отстреляно 13 таких пушек. Б-38 даже удалось поучаствовать в войне, но не на кораблях, а на железнодорожных установках. Причем они были поставлены на “древние” станки от 203-мм 45-калиберных пушек Канэ, спроектированных в 1894 году. Кроме того, одна пушка с полигонного станка вела огонь по немецким войскам под Ленинградом.

После войны завод “Большевик” развернул крупносерийный выпуск пушек Б-38 для башенных установок МК-5 и МК-5-бис. Иных применений у пушки Б-38 не было. Береговые установки МУ-2 и СМ-9 имели другие качающиеся части, созданные на базе Б-38.

Производство башен МК-5 планировалось освоить на Старокраматорском заводе имени Орджоникидзе, для чего там построили специальный башенный цех. Но война прервала все работы, и ни одной башни изготовлено не было.

В 1946-1947 годах рабочие чертежи башен МК-5 корректировались в ЦКБ-34 в соответствии с ТТЗ, утвержденным в марте 1946 года. Производство башен велось на ЛМЗ; первая была закончена в марте 1947 года. Четыре башни, изготовленные в 1947 году, установили на крейсере “Чапаев”. Они прошли два этапа государственных испытаний, с 22 сентября 1949 года по 16 мая 1950 года. Башенная установка МК-5 была принята на вооружение приказом по Военно-морскому министерству 9 августа 1950 года. Всего же в 1947-1949 годах изготовили двадцать башен МК-5, которые и установили на пяти крейсерах типа “Чапаев”.

14 марта 1946 года ЛМЗ получил тактико-техническое задание на модернизацию башен, согласно которому КБ завода выполнило проект башни МК-5-бис, утвержденный 23 сентября 1947 года. МК-5-бис имела только два отличия от МК-5: дистанционный привод наведения орудий и круговые подхваты для предотвращения опрокидывания. Головной образец МК-5-бис был изготовлен в мае 1950 года.

Государственные испытания первых 4 башен были проведены в два этапа, с 1 октября 1951 года по 30 апреля 1952 года, на крейсере “Свердлов”. Башни были приняты на вооружение одновременно с крейсером. Акт приемки утвержден Советом Министров 22 августа 1952 года.

Всего с 1950 по 1955 год было изготовлено 88 башен МК-5-бис, то есть на 22 крейсера проекта 68-бис. Производство башен было прекращено постановлением Совмина Союза от 29 октября 1955 года. С августа 1952 года по ноябрь 1955 года в состав ВМФ было введено 14 крейсеров проекта 68-бис, то есть на службу поступило 56 установок.

Ствол орудия Б-38 лейнированный (т.е. имеет лейнер: трубу-вкладыш, который при износе можно заменять без демонтажа всего орудия). Затвор пушки поршневой, двухтактного действия, с пластическим обтюратором и грузовым уравновешиванием, открывался вверх. Приводы затвора - от электродвигателя постоянного тока ПН-17,5 и ручной. Стреляющий механизм БС-9 гальваноударного действия. В качестве противооткатных устройств в нижней части люльки размещались два тормоза отката веретенного типа и один гидропневматический накатник.

Наиболее важные особенности башен: заряжание орудий картузное; досылка снаряда с качающегося лотка, установленного на угол заряжания, в камору производилась с помощью прибойника цепного типа с приводом от электродвигателя; заряды, поднятые верхним зарядным элеватором, вынимались из него вручную и укладывались на лоток, где происходило снятие асбестового пенала; в камору заряд досылался вручную.

К недостаткам конструкции установок можно отнести несколько ручных операций - например, при перегрузке снарядов со стеллажей на транспортер и с транспортера в шахту элеватора. Однако большинство операций производилось все-таки с помощью электроприводов: всего в I - III башнях использовалось по 23 электродвигателя общей мощностью 111,8 кВт, а в IV башне - 20 электродвигателей мощностью 97,5 кВт.

Система ПУС "Молния АЦ-68-бис" для управления артиллерийским огнем ГК была разработана в НИИ-303 (главный конструктор С.Ф.Фармаковский) в 1947- 1949 годах и с 1949-го изготавливалась заводом №212. По решению МСП и ВМС от 28 мая 1949 года проект переработали в связи с установкой но­вых РЛС "Залп" и "Заря", а в название ПУС добавили букву "А".

Основа системы ПУС "Молния АЦ-68-бис" - 2 центральных автомата стрельбы (ЦАС) с универсальными преобразователями координат, 2 резервных автомата стрельбы (РАС) и 4 башенных автомата стрельбы (БАС) в орудийных башнях, обеспечивавшие соответственно 3 схемы стрельбы (основную, резервную и башенную) в зависимости от характера цели, различных условий видимости и состояния моря, а также стрельбу при боевых повреждениях. Резервная схема управления огнем артиллерии ГК служила для выработки данных центральной наводки при необходимости быстро открыть огонь, для разделения огня по трем или четырем целям и при выходе из строя основной схемы.

В систему ПУС информация поступала от двух 8-м дальномеров ДМ-8-1 (пределы измерения дистанции 24 - 250 кбт (4392 - 45 750 м) и визира центральной наводки ВМЦ-5 в каждом из двух КДП2-8; двух бортовых визиров ВЦУ в боевой рубке; визиров МБ-6 и 8-м дальномера ДМ-8-2 в каждой из четырех башен ГК; радиодальномеров "Штаг-Б" (на II и III башнях), РЛС "Залп", "Заря» и "Риф". Данные поступали в систему ПУС также от датчиков лага "Гаусс-50", носового и кормового постов "Компонент", от гиропостов в носовом, кормовом, центральных постах, а также от ультразвуковой аппаратуры подводного наблюдения. В системе ПУС впервые применили артиллерийскую РЛС "Залп", с высокой точностью обеспечивавшую измерение не только дальности и курсового угла цели, но и отклонений точек падения снарядов от цели по всплескам.

Командно-дальномерные посты КДП2-8 (СМ-18-1) крейсеров проекта 68-бис были спроектированы в ЦКБ-34 и изготавливались Ижорским заводом имени А.А.Жданова. В отличие от КДП2-8 (СМ-18) крейсеров проекта 68К у них вместо РЛС "Редан-2" установили прибор приема данных от РЛС "Заря". Носовой КДП являлся главным командным постом управления огнем, а кормовой - резервным. Оборудование обоих постов одинаковое, каждый обслуживался расчетом из 8 человек. Вес носового КДП составлял 27356 кг, а кормового - 28036 кг.

В конце 50-х годов после небольшой доработки система ПУС была подключена и системе управления зенитным огнем (МПУАЗО), что позволило вести стрельбу главным калибром крейсера по воздушным целям, сопровождаемым артиллерийской РЛС “Якорь М2”. Таким образом, МК-5-бис стала первой в отечественное флоте универсальной установкой среднего калибра.

В боекомплект пушки Б-38 входили снаряды: полубронебойный ПБ-35, осколочно-фугасный ОФ-35, зенитный ЗС-35 и осветительный парашютный СП-35. Масса всех снарядов была одинакова - 55 кг, за исключением СП-35 (48,5 кг). Снаряды ЗС-35 и СП-35 снабжались дистанционными взрывателями. Снарядов со специальной боевой частью крейсера проекта 68-бис не имели. Вес боевого заряда составлял 24 кг (начальная скорость 950 м/с, дальность 30 215 м), пониженно-боевого - 16,5 кг (800 м/с и 23 722 м). Максимальное давление в канале 3200 кг/см2. По проекту в боекомплект крейсеров проекта 68 должны были входить по 12 выстрелов на ствол с осколочно-химическими снарядами.

На крейсере “Адмирал Сенявин”, при стрельбе 13 июня 1978 года после 8 залпов (на 9-м) первое орудие башни номер I не выстрелило, и механизм взаимной замкнутости полностью заблокировал орудие. По неясным до сих пор причинам расчет перешел с автоматического управления заряжанием на ручное, выключил две блокировки открывания затвора. Далее затвор был открыт, и снаряд, приготовленный к 10-му выстрелу, был дослан в камору, где он раздавил заряд 9-го выстрела, в результате чего последний воспламенился. Струя раскаленных газов попала внутрь башни и подожгла 5 зарядов, находившихся там. В результате пожара и затопления по приказу командира крейсера погребов башни тогда погибло 37 человек.

В настоящее время сохранились всего 4 башни такого типа, установленные на артиллерийском крейсере-музее "Михаил Кутузов", который находится на вечной стоянке в Новороссийске.

МК-5 (МК-5-бис) : основные характеристики
Длина ствола полная, мм/клб
8935/58,6
Длина нарезной части, мм
6980
Угол вертикального наведения
-5°, +45°
Угол горизонтального наведения:
I, III и IV башен
+148°
II башни
+140°
Скорость вертикального наведения, град/с
13°
Скорость горизонтального наведения, град/с
Толщина брони, мм:
лоб
175
борт
65
корма
60
крыша
75
Масса, т:
качающейся части одного орудия
16,65
вращающейся части башни
216 (223)

всей башни

242,8 (253,4)
Скорострельность, выстр./мин...
4,8-7,5
Начальная скорость снаряда, м/с
950
Дальность стрельбы, км
30,2
Боекомплект, выстр.:
I-III башен
180
IV башни
170

Расчет, человек

59-63

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте