Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
             
   
 
 
     
    Че-2 (МДР-6)  
 
 
 
 
Гидросамолет
 

Двухмоторная летающая лодка, дальний морской разведчик МДР-6 была разработана под руководством советского авиаконструктора И.В. Четверикова в Отделе морского самолетостроения (ОМОС) на авиаремонтном заводе № 45 в Севастополе. Согласно заданию, выданному в апреле 1935 г., самолет должен был иметь нормальную дальность полета 1800 км и максимальную 3000-4000 км. Высота боевого применения должна была составлять 5000 метров, скорость на этой высоте - 300-350 км/ч. В состав стрелкового вооружения следовало включить 3 пулемета и 1-2 автоматические пушки, а масса бомбовой нагрузки оговаривалась в 1000 кг. В качестве силовой установки рекомендовались двигатели М-22 (480 л.с), но с самого начала конструкторам было ясно, что достичь требуемых параметров при столь слабой силовой установке не удастся, и проектирование велось под более мощные двигатели М-25.

Рассматривалось два варианта компоновки силовой установки: тандемом на пилоне над фюзеляжем или на крыле. Первый вариант, уже опробованный Четвериковым на опытных летающих лодках АРК-3-1 и АРК-3-2, выглядел предпочтительнее с точки зрения эксплуатации моторов в морских условиях. Однако при этом КПД заднего винта, работающего в закрученном потоке от переднего, снижался, что отрицательно влияло на характеристики самолета в целом. Поэтому конструктор решил разнести двигатели по крылу, а для обеспечения безопасного расстояния от воды придать крылу небольшой излом - т.н. "чайку".

Прототип МДР-6 с моторами М-25Е (750 л.с.) прошел войсковые испытания в июле 1939 г. Их результаты признали вполне удовлетворительными, но на серийных машинах предлагалось применить более мощные моторы М-62 (в конечном итоге устанавливались ещё более мощные М-63).

Выпуск серийных МДР-6 начался в 1940 г. на заводе №31 в Таганроге (первая серийная машина прошла государственные испытания в сентябре 1940 г.). В общей сложности изготовлено 43 серийных самолета: 17 на заводе № 31 в 1940 г., 21 в 1941 г. на заводе № 30 в Иваньково (Подмосковье) до его эвакуации в октябре и 5 во второй половине 1942 г. после возвращения из эвакуации.

Машина, несмотря на большие размеры, была достаточно легкой. Вес пустого Че-2 не превышал 4100 кг, взлетный - 6700 кг. В перегрузочном варианте летающая лодка весила 7200 кг. Благодаря своим аэродинамическим формам самолет обладал хорошими летными и мореходными данными. Его максимальная скорость достигала 365 км/час, потолок - 9 тыс. м. Двигатели - 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения М-63 (1100 л.с). Масса бомбовой нагрузки, размещаемой на четырех подкрыльевых держателях - 1000 кг. Часть самолетов была приспособлена для подвески 132-мм неуправляемых реактивных снарядов PC-132. Экипаж - 4 человека.

МДР-6 (Че-2) представлял собой гидросамолет с весьма неплохими для своего класса летными характеристиками. Но состав его оборудования и вооружения был явно недостаточным для решения возлагавшихся на него задач. Вполне вероятно, что, если бы производство Че-2 продолжалось в ходе Второй мировой войны, эти недостатки были бы устранены. Но фактически уже к осени 1941 г. постройка Че-2 прекратилась.

Наиболее массово Че-2 применялись на Черном море - ВВС Черноморского флота получили в обшей сложности 16 таких летающих лодок. Самолеты входили в состав 80-й ОМРАЭ, базировавшейся в Геленджике, а с августа 1942 г. - в Поти.

Че-2 вели разведку акваторий Азовского и Черного морей, сопровождали конвои. С 1943 г. основное внимание уделялось противолодочной борьбе. На счет Че-2 записали две уничтоженные подлодки - 4 августа и 22 ноября 1943 г. Однако на самом деле в 1943 г. ни Германия, ни Румыния не потеряли на Черном море ни одной субмарины.

Самолет стоял на вооружении вплоть до 1946 г.

Че-2 : основные характеристики
Масса, кг
7200
Дальность полета, км
2650
Потолок высоты, м
9000
Максимальная скорость, км/ч
365
Экипаж, человек
4
Размах крыла, м
21
Длина самолета, м
15,73
Высота самолета, м
4,30
Полезная нагрузка: один 12,7-мм пулемет УБ, один 7,62-мм пулемет ШКАС, до 1000 кг бомб
 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте