Самолёт, разработанный Н.Н. Поликарповым совместно
с Д.П. Григоровичем в ЦКБ-39 ОГПУ.
Самолёт И-5, как и большинство истребителей того
времени, был одноместным бипланом с неравными
длинами крыльев (нижнее крыло короче верхнего)
- полуторапланом, с неубирающимися шасси и хвостовой
опорой. У самолёта была смешанная конструкция.
Фюзеляж - ферменный, сварной из стальных труб
(как и рама двигателя). Его форма создавалась
легким дюралюминиевым набором рамок и стрингеров,
поддерживающих полотняную обтяжку. Крылья двухлонжеронные,
стойки коробки крыльев - дюралюминиевые каплевидные
трубы. Оперение дюралюминивое с полотняной обтяжкой.
Истребители И-5 не попали ни в Испанию, ни в
Китай, ни на Халхин-гол, поскольку уже к середине
тридцатых считались устаревшими.
К началу войны как истребитель И-5 не представлял
собой никакой ценности. По скорости он отставал
не только от немецких истребителей, но даже и
от бомбардировщиков. Основной же немецкий истребитель
того времени Мессершмитт Bf.109F имел скорость
600 км/ч - более чем вдвое по сравнению с ним.
Только огромные потери первого года войны, падение
производства самолетов в СССР из-за эвакуации
промышленности на восток, не позволявшее эти потери
восполнить, вынудили взять из авиашкол, а иногда
и просто с самолетных свалок эти устаревшие машины
и вооружить ими поспешно формируемые полки и эскадрильи.
И-5 не годились как истребители, но могли сойти
как штурмовики и легкие ночные бомбардировщики.
11-й штурмовой полк ВВС Черноморского флота (командир
майор И.М.Рассудков) воевал именно на И-5. Его
самолеты вместе с машинами других типов действовали
на Перекопе, а затем при отступлении советских
войск к Севастополю. Например, в октябре 1941
г. 11 И-5 и 8 И-153 нанесли удар по войскам противника
в районе Казак-Сарая. На 03.11.1941 г. авиация
Черноморского флота имела в Крыму 44 истребителя,
половину из них составляли И-5. В труднейших условиях
полного господства немцев в воздухе пилоты И-5
могли рассчитывать только на свое мастерство и
увертливость машины. Потери были очень велики.
05.11.1941 г. комэск капитан Н.Т. Хрусталев с
20 И-5 штурмовал танки, бронетранспортеры и пехоту
немцев в Бельбекской долине. Когда его машину
подожгли, он направил ее на скопление вражеской
техники.
Известно, что в августе 1942 г. один из штурмовых
полков ВВС Черноморского флота, летавший на УТ-1,
использовал И-5 черного цвета как "приманку"
для вражеских прожекторов при ночных налетах.
К концу же 1942 г. приток новых истребителей и
штурмовиков позволил перевооружить строевые части
на более современную авиационную технику.
И-5:
основные характеристики |
Масса, кг |
1335
|
Дальность полета,
км |
660
|
Потолок высоты, м |
7500
|
Максимальная скорость,
км/ч |
252
|
Экипаж, человек |
1
|
Размах крыла (верх/низ),
м |
9,65/7,02
|
Длина самолета, м |
6,81
|
Высота самолета,
м |
3
|
Вооружение: 4 7,62-мм
пулемета ПВ-1 |
|