Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
             
   
 
 
     
   М-9 
 
 
 
 
Летающая лодка
 

М-9 - летающая лодка конструкции Д. П. Григоровича, дальнейшее развитие летающей лодки М-5.

В 1915 г. Морское ведомство заказало Григоровичу летающую лодку более крупных размеров по сравнению с М-5 с двигателем в 150 л.с. для воздушной разведки на море. В качестве промежуточных, вспомогательных вариантов, изготовлялись прототипы М-6, М-7 и М-8. Летные испытания М-9 проводились в Баку с 25 декабря 1915 г. по 9 января 1916 г. следующего года и оказались более чем успешными. М-9 получилась очень удачной по своим мореходным и летным качествам. Она стала самой известной конструкцией Григоровича не только за предыдущие, но и за последующие годы его работы в области авиации. По ходатайству Морского генерального штаба России авиаконструктор был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.

В отличие от М-5 в конструкции М-9 изменили шпангоуты лодки, обшивку сделали большей толщины. Крылья и хвостовое оперение не имели особенностей по сравнению с М-5. Исключение составлял лишь киль, выполненный в иной конфигурации.

На большинстве гидросамолетов М-9, а их построили около 500 экземпляров - устанавливались двигатели "Сальмсон" мощностью 150 л.с. Масса нового пустого самолета была 1060 кг, но при эксплуатации из-за сырости дерево набухало и аппарат утяжелялся на десятки килограммов. Максимальная скорость полета составляла 110 км/ч, а посадочная - 85 км/ч. Практический потолок - 3000 м.

М-9 - расчалочный биплан с толкающим винтом н двигателем водяного охлаждения "Сальмсон" мощностью 150 л. с. Широкая вместительная "лодка-фюзеляж" имела трехместную кабину: спереди находился стрелок, в распоряжении которого на первых образцах самолета был пулемет на турели. Перед носком нижнего крыла в кабине рядом сидели пилот и летчик-наблюдатель. Под крылом гидросамолета были подвешены бомбы. По обеим сторонам двигателя располагались водяные радиаторы. Баки для горючего имелись в верхнем крыле и между третьей, внутренней парой межкрыльных стоек. Под концами нижних крыльев на стойках крепились небольшие опорные поплавки.

Фюзеляж, крыло с оперением, а также межкрыльные стойки летающей лодки были изготовлены из дерева и обшиты фанерой и сверху полотном, крылья и хвостовое оперение было обшито только полотном.

Все тросы управления рулей высоты и руля направления располагались снаружи. Элероны были только на верхнем крыле, ширина их к концу крыла увеличивалась. Эффективность поперечного управления от этого возрастала. Руль направления имел компенсацию в виде загнутой верхней его части, что заметно уменьшало усилия на ногу летчика от педалей.

Во время Первой мировой войны, с 1915 г. М-9 базировались на российских авиатранспортных кораблях. Гидросамолеты располагались в ангарах по 4-5 машин и спускались на воду и поднимались с нее с помощью лебедки.

Двухместная лодка М-9 с отличной мореходностью позволяла применять гидросамолет в боевых условиях и в открытом море. На взлете и посадке свободно преодолевалась волна высотой 0,5 м. М-9 в основном применялась для воздушной разведки, патрулирования в море, бомбометания по кораблям и береговым объектам.

По состоянию на 26 ноября 1916 г. в авиации Черного моря числилось 4.5 летающих лодок М-5, 45 летающих лодок М-9 и 10 морских истребителей М-11.

До середины 1917 г. авиация Черного моря получила чуть более 100 единиц М-9. Черноморские летающие лодки М-9 входили в состав Воздушной дивизии с базированием в Одессе и Севастополе, были приписаны к корабельным авиаотрядам на гидрокрейсерах "Александр I" и "Николай I". Боевое использование осуществлялось у берегов Болгарии и Румынии.

М-9 : основные характеристики
Масса, кг
1540
Дальность полета, км
400
Потолок высоты, м
3000
Максимальная скорость, км/ч
110
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
16
Длина самолета, м
9
Высота самолета, м
3,4
Двигатель: Salmson, 150 л.с.
Вооружение: один 7,62-мм пулемет
Полезная нагрузка: 320 кг
 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте