Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
             
   
 
 
         
      Су-17  
 
Истребитель-бомбардировщик Су-17
 
Истребитель-бомбардировщик
 

Су-17 - это один из немногих редких примеров в истории военного авиастроения, когда на базе истребителя, созданного в середине 50-х годов, удалось создать удачный боевой самолет, сохранившийся на вооружении до конца 90-х годов XX века.

Существенным недостатком имевшегося на вооружении в середине 50-х годов ХХ века истребителя-бомбардировщика Су-7Б была высокая посадочная скорость, затруднявшая его использование с грунтовых аэродромов. В начале 60-х годов в ЦАГИ по предложению П.П.Красильщикова был разработан проект оснащения Су-7Б крылом, консольная часть которого была способна менять угол стреловидности. При этом фюзеляж и центроплан оставались практически неизменными. Проект был поддержан П.О.Сухим и в 1965 году начались работы по созданию такого самолёта (первоначальное обозначение МС-19). Возглавил работу главный конструктор Н.Г.Зырин (позже его сменил С.Селезнёв). В 1966 году был изготовлен прототип С-22И (переоборудован из серийного Су-7БМ). На самолёте был усилен центроплан, установлены поворотные консоли, управлявшиеся гидромоторами. Все эти меры привели к утяжелению самолёта на 400 кг. По рекомендации ЦАГИ кроме закрылков была применена и механизация передней кромки крыла. Для повышения долговечности поворотного узла ЦИАТИМ разработал специальную смазку - "Свинцоль-01". 2 августа 1966 года С-22И совершил первый полёт (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). 9 июля 1967 года новый самолёт был показан на воздушном пораде в Тушино. К концу 1967 года заводские испытания были завершены.

В 1969 году была выпущена опытная серия из 12 самолётов С-32. Их конструкция была доработана: изменена топливная система, установлен гаргрот на фюзеляже, число точек внешней подвески увеличено до 6, установлено более совершенное БРЭО. Серийное производство самолёта под обозначением Су-17 началось в 1970 году на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А.Гагарина. В 1973 году самолёт принят на вооружение советских ВВС.

Су-17 построен по аэродинамической схеме среднеплана с крылом изменяемой геометрии (в пределах 30-63°) и цельноповоротным оперением. Консоли крыла поворачиваются при помощи двух гидромоторов ГМ-40, для большей надёжности работающих от двух независимых гидросистем. Для синхронизации поворота консолей гидромоторы соединялись между собой карданным валом. Воздухозаборник носовой с центральным телом. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Имеется возможность установки лыжного шасси. Силовая установка состоит из ТРДФ АЛ-21Ф-3 конструкции А.М.Люльки (на самолётах ранних серий устанавливался АЛ-7Ф1-250). Для удобства замены двигателя хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением выполнена отъёмной. Для сокращения разбега могли применяться пороховые ускорители СПРД-110. Топливо размещается в 5 фюзеляжных баках и крыльевых баках-кессонах. Предусмотрена подвеска 2 подфюзеляжных подвесных топливных баков ёмкостью 600, 800, 1150 и 1500 л. На 8 (на ранних модификациях - 6) узлах внешней подвески самолёт может нести свободнопадующие бомбы массой по 100, 250 и 500 кг; контейнеры КМГ-У; неуправляемые ракеты С-3К, С-5, С-8, С-13, С-24 и С-25; управляемые ракеты Х-23. Пушечное вооружение состоит из двух 30-мм пушек НР-30 с боекомплектом по 80 снарядов. Дополнительно на консолях крыла могут подвешиваться пушечные контейнеры СППУ-22 (до 4 шт. на Су-17М4). Начиная с модификации Су-17М2 система вооружения дополнена ракетами Х-25Л, Х-29Л, Р-60. На Су-17М3 появилась возможность применения Х-25П и Х-28. Самолёт способен нести тактическое ядерное оружие.

В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. В 1970-1990 годах было изготовлено 1866 самолётов Су-17 различных модификаций. Модификации Су-17М3 и Су-17М4 принимали участие в афганской войне вплоть до вывода советских войск из Афганистана. На основе опыта боевого применения был проведён ряд доработок, поышающих боевую живучесть (установлены ИК-ловушки и бронеплиты, прикрывающие нижнюю часть фюзеляжа). Разведчики Су-17М3Р появились в Афганистане в 1984 году, сменив прежние МиГ-21Р. Самолёты семейства Су-17 применялись во время первой чеченской войны.

Последние Су-17М4 эксплуатировались в составе ВВС Черноморского флота до 1998 года, пока их не сменили Су-24М. Самолёты семейства Су-17 имеются на Украине, в Туркмении и Узбекистане. В конце 90-х годов ОКБ им. П.О.Сухого разработало варианты модернизации самолётов семейства Су-17 для расширения их боевых возможностей.

Модификации самолёта:
Су-17 - первый серийный вариант. Оснащался двигателем АЛ-7Ф1-250. Выпускался в Комсомольске-на-Амуре в 1969-1975 годах. Изготовлено 250 самолётов;
Су-17М - модернизированный. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3, изменённой конструкцией фюзеляжа, новой топливной системой, составом оборудования, 2 дополнительными узлами внешней подвески. Первый полёт в декабре 1971 года. Выпускался в 1971-1976 годах;
Су-17М2 - модернизированный. Отличался удлинённой на 200 мм носовой частью и увеличенной кабиной пилота. На самолёте был установлены лазерный дальномер-целеуказатель "Фон-1400", оптический прицел АСП-17С и комбинированный прицел ПБК-3-17С. Запас топлива увеличен на 200 л. Первый полёт в декабре 1973 года. Выпускался в 1975-1979 годах. Принят на вооружение 3 февраля 1976 года;
Су-17М2-Д - доработанный. Отличался установкой доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса ДИСС-7, контейнерным вариантом размещения аппаратуры управления ракетой Х-23;
Су-17М2Р - разведчик. Отличался подвесным контейнером для комплексной разведки ККР-1/54 и станцией постановки активных помех;
Су-17М3 - модернизированный. Отличался конструкцией кабины пилота, увеличенным гаргротом, подфюзеляжным гребнем, усиленным шасси, новым прицельным комплексом и дополнительными топливными баками. Первый полёт в 1976 году. Выпускался в 1976-1981 годах;
Су-17М3Р - разведчик на базе Су-17М3;
Су-17М4 - последняя серийная модификация. Отличался новым цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником и дополнительным воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО. Разрабатывался с марта 1977 года. Выпускался в 1978-1990 годах;
Су-17М4Р - разведчик на базе Су-17М4. Оснащался контейнером ККР-1/Т или ККР-1/2;
Су-17УМ (С-52У) - учебно-боевой. Выпускался в 1976-1981 годах.

Су-17 : основные характеристики
Масса взлетная максимальная, кг
16270
Размах крыла мин., м
10,03
Размах крыла макс., м
13,7
Длина, м
18,9
Высота, м
4,97
Максимальная скорость, км/ч
2230
Дальность полета, км
2300
Экипаж, чел.
1
Боевая нагрузка, кг
2500


Су-17М4 : основные характеристики
Масса взлетная максимальная, кг
19500
Размах крыла мин., м
10,025
Размах крыла макс., м
13,68
Длина, м
19,02
Высота, м
5,129
Максимальная скорость, км/ч
1850
Дальность полета, км
2550
Экипаж, чел.
1
Боевая нагрузка, кг
4250
 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте