Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Крейсера

 
 
 
         
      Крейсер "Адмирал Ушаков"  
 
Крейсер "Адмирал Ушаков" Черноморского Флота
 
Крейсер "Адмирал Ушаков" Черноморского Флота
 
Крейсер "Адмирал Ушаков" Черноморского Флота
 
Крейсер "Адмирал Ушаков" Черноморского Флота
 
Крейсер "Адмирал Ушаков" Черноморского Флота
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 16300 т.
Размеры: длина - 210 м, ширина - 22 м, осадка - 7,3 м.
Скорость хода максимальная: 33 узла.
Дальность плавания: 7400 миль при 17 узлах.
Силовая установка: 2 ТЗА, 121700 л.с., 2 винта.
Бронирование: борт - 100 мм, нижняя палуба - 50 мм, башни главного калибра - 175 мм, боевая рубка - 130 мм.
Вооружение: 4х3 152-мм трехорудийные башни МК-5-бис, 6х2 100-мм орудия СМ-5-1, 8х2 37-мм орудий В-11, 2х5 533-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 1266 чел.

История корабля:
Легкий артиллерийский крейсер пр.68-бис

Крейсера проекта 68-бис стали последними чисто артиллерийскими кораблями нашего флота. Хотя ни в их конструкции, ни в вооружении не было ничего принципиально нового, тем не менее они оказались одними из лучших легких крейсеров мира.

Более "крупные" по своим массо-габаритным характеристикам, нежели крейсера типа "Чапаев" (пр.68-К), они имели следующее водоизмещение: стандартное - 13600 т, нормальное - 15120 т и полное - 16300 т. Запасы топлива, машинного масла, котловой и питьевой воды, а также провизии обеспечивали кораблю расчетную автономность в 30 суток и дальность плавания на оптимальных экономических ходах до 9 тыс. миль.

Впервые на этом проекте советским кораблестроителям удалось реализовать идею создания полностью сварного корпуса из низколегированной стали, что по расчетам дало не только повышение технологичности постройки, но и снижение экономических затрат.

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою от артиллерии противника было применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное - цитадель, башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное - боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась в основном гомогенная броня, основную массу бронирования составляла масса "броневой цитадели", конструктивно сформированной из палубного (броневая - нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Толщина брони, примененной в этой конструкции равнялась: бортовая - 100 мм, носового траверза - 120 мм, кормового - 100 мм, нижней палубы - 50 мм.

Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя двойное дно корпуса (протяженность до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля немалую роль играла и смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях. Расположение служебных и жилых помещений практически не отличалось от принятого на крейсерах пр.68-К.

В качестве главного калибра на кораблях пр.68-бис были применены четыре 152-мм, усовершенствованные трехорудийные артустановки МК-5-бис; универсальный калибр был представлен шестью спаренными стабилизированными 100-мм, установками СМ-5-1 (с пятого крейсера серии - СМ-5-1-бис), а зенитный - шестнадцатью спаренными 37-мм автоматами В-11, позднее замененными на модернизированные - типа В-11-м. По ТТЗ на крейсера пр.68-бис действие орудий обеспечивалось при волнении моря до 6 баллов включительно, что и выполнялось фактически.

Особенностью крейсеров пр.68-бис также являлось наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель. Так, помимо двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на этих кораблях для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС "Риф" и АРЛС "Залп", а на II и III башнях МК-5-бис смонтированы собственные радиодальномеры. Эффективное боевое использование артиллерии главного калибра обеспечивалось новой системой приборов управления стрельбой "Молния АЦ-68-бис А".

Универсальный калибр корабля, представленный двумя бортовыми батареями (каждая из трех установок), оснащался двумя приданными им стабилизированными постами наводки СПН-500 (обеспечивали стрельбу по воздушным целям в условиях качки корабля) и двумя (побатарейно) оптическими дальномерами ЗДМС-4. Кроме того, для управления огнем 100-мм универсальной артиллерии была применена АРЛС "Якорь". Зенитные автоматы В-11 устанавливались на надстройках, на носовых и кормовых углах относительно диаметральной плоскости корабля. Как и установки СМ-5-1-бис, автоматы В-11 были сопряжены с системой приборов управления стрельбой "Зенит-68-бис".

Торпедное вооружение кораблей включало в себя два 535-мм пятитрубных наводящихся палубных торпедных аппарата типа "ПТА-53-68-бис", установленных побортно на спардеке, и управляющую ими систему ПУТС "Сталинград-2Т-68-бис", сопряженную со специальной торпедной радиотехнической станцией "Заря" и универсальным торпедным прицелом. В перегруз крейсер этого проекта мог принять более 100 корабельных мин заграждения или контактных минных защитников. Корабли типа "Свердлов" были оснащены также современными по тому времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи.

Корабельная энергетическая установка крейсеров пр. 68-бис в целом не отличалась от энергетической установки кораблей типа "Чапаев". В качестве главных паровых котлов здесь также были использованы шесть вертикальных водотрубных паровых котлов КВ-68 (по одному в котельном отделении, каждый паропроизводительностью на полном ходу порядка 115000 кг/ч); два главных турбозубчатых агрегата типа ТВ-7 (суммарная максимальная проектная мощность на полном переднем ходу 121700 л.с., на заднем - 25270 л.с.).


Крейсер "Адмирал Ушаков" был зачислен в списки ВМФ 09.11.1950 г. Заложен на заводе им. А. Марти в Ленинграде 31.08.1950 г. (седьмой по счету в серии кораблей своего проекта), спущен на воду 29.09.1951 г., вступил в строй 08.09.1953 г. Крейсер вошел в состав ВМФ 19.09.1953 г.

16-21.04.1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция). С 24.12.1955 г. он входил в состав Балтийского флота, а 03.11.1956 г. был перечислен в состав СФ. В феврале 1962 г. корабль вошел в состав вновь сформированной там 6-й (ракетной) дивизии, а 05.10.1963 г. крейсер был перечислен в состав Черноморского флота.

В период с 18.02.1964 г. по 15.02.1971 г. крейсер был поставлен на консервацию. После расконсервации 27.06-16.12.1971 крейсер был модернизирован по проекту 68А на "Севморзаводе" в Севастополе (установка артсистемы АК-230 с радиолокационной системой управления "Рысь" и замена части радиотехнических средств).

06-12.03.1973 г. отряд советских кораблей в составе крейсера "Адмирал Ушаков", эсминца "Сметливый" и подводной лодки во главе с адмиралом В.С. Сысоевым нанес визит в Латакию (Сирия). 10-15.10.1973 г. "Адмирал Ушаков" вошел в состав сил высадки десанта. Десант предполагалось высадить в Порт-Саиде, организовать оборону с суши и не допустить захвата города израильскими войсками. Предполагалось держать оборону Порт-Саида до прибытия воздушно-десантной дивизии из СССР. Командование силами высадки возложили на командира 30-й дивизии, а командный пункт развернули на крейсере "Адмирал Ушаков". Приказ об отмене операции поступил лишь при входе эскадры в Порт-Саид.

15-19.10.1973 г. крейсер "Адмирал Ушаков" под руководством контр-адмирала Л.Я. Васюка нанес визит в Таранто, а 19-22.10.1973 г. - визит в Мессину (Италия), 07.10.1981 г. - визит в Варну (Болгария).

Затем крейсер вновь находился на консервации в период с 28.02.1983 г. по 16.09.1987 г. Был исключен из состава флота 16.09.1987 г., и в 1992 г. был продан частной фирме Индии для разделки на металл.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте