Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Крейсера

 
 
 
         
      Крейсер "Дзержинский"  
 
Крейсер "Дзержинский"
 
Крейсер "Дзержинский"
 
Крейсер "Дзержинский"
 
Крейсер "Дзержинский"
 
Крейсер "Дзержинский"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 16070 т.
Размеры: длина - 210 м, ширина - 22 м, осадка - 7,2 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Дальность плавания: 7400 миль при 17 узлах.
Силовая установка: паросиловая, 110000 л.с.
Бронирование: борт - 100 мм, нижняя палуба - 50 мм, башни главного калибра - 175 мм, боевая рубка - 130 мм.
Вооружение: 3х3 152-мм башни МК-5-бис, 6х2 100-мм орудий СМ-5-1, 8х2 37-мм орудий В-11, 1 комплекс зенитных ракет М-2 (боекомплект 10 ракет)
Экипаж: 1266 чел.

История корабля:
Легкий артиллерийский крейсер пр.70Э

Крейсер "Дзержинский" был легким артиллерийским крейсером пр.68 бис, переоборудованным по пр.70Э (установка зенитного управляемого комплекса). Корабль, заложенный в декабре 1948 года на заводе № 444 в Николаеве, в своем исходном виде с артиллерийским вооружением был введен в строй в 1952 году.

К концу 1955 г. на основании выполненной предэскизной проработки, конструкторское бюро определило оптимальный вариант: размещение пусковой установки зенитного ракетного комплекса М-2 на месте снимаемой кормовой башни главного калибра (номер 3) с одновременной перекомпоновкой снарядного погреба этой башни под хранилище ракет. Изменения по кораблю были подтверждены необходимыми расчетами остойчивости и непотопляемости. В феврале 1956 г. Главком ВМФ утвердил ТТЗ на проект 70Э.

Для переоборудования по проекту 70Э был выбран крейсер "Дзержинский" (зав. №С-374) проекта 68 бис, сданный ВМФ в 1952 г. и входивший в состав ЧФ. В сентябре 1956 г. бюро приступило к разработке демонтажных ведомостей и рабочих чертежей на установку нового вооружения. Однако выпуск рабочей конструкторской документации был завершен только в марте следующего, 1957 года, в связи с задержкой исходных данных разработчиками комплекса ракетного оружия и системы управления.

Переоборудование крейсера "Дзержинский" проводилось заводом №497 МСП (позднее "Севморзавод" им. С. Орджоникидзе) в Севастополе. Работы были начаты в июне 1957 г., сразу после получения от ЦКБ-16 полного комплекта документации. Для оказания технической помощи заводу на месте бюро организовало специальную конструкторскую группу.

В период с 15.10.1957 г. по 24.12.1958 г. заводом были выполнены все работы по переоборудованию корабля. В ходе выполнения работ с корабля были демонтированы башня №3 МК-5бис главного калибра, кормовой КДП2-8, восемь зенитных автоматов В-11 на кормовой надстройке, торпедное вооружение (2 пятитрубных 533-мм аппарата ПТА-53-68 бис, погреб на 6 торпед, система ПУТС 2Т-68 бис "Сталинград") и часть РЛС. На крейсере установили: пусковую установку СМ-64 комплекса М-2, погреб на 10 зенитных ракет.

Комплекс М-2 предназначался для противовоздушной обороны корабля от атакующих бомбардировщиков и самолетов-снарядов. В качестве огневого средства поражения М-2 использовалась зенитная ракета В-753 комплекса "Волхов".

Ракета представляла собой доработанную для применения в корабельных условиях двухступенчатую ракету В-750, которая разрабатывалась для сухопутного зенитного ракетного комплекса ПВО С-75 и в середине 1955 года уже проходила испытания. Дальность действия первой корабельной ЗУР должна была составлять 29 км, высота от 3 до 22 км. Для вооружения кораблей на ракетах должны были быть изменены узлы подвески к направляющим пусковой установки, а также заменен ряд конструкционных материалов, с учетом их использования в морских условиях.

Из-за больших габаритов ракет (их длина составляла почти 10,8 м, а размах по стабилизаторам - 1,8 м) размеры перестраивавшихся артиллерийских погребов корабля оказались для них недостаточными, в результате чего на "Дзержинском" пришлось делать специальную надстройку (погреб) высотой 3,3 метра, прорезать нижнюю и верхнюю палубы, а также палубу полубака над ней. Крыша и стенки погреба выше нижней палубы бронировались противопульной броней толщиной 20 мм. Из размещенных в погребе десяти ЗУР восемь хранились на двух специальных вращающихся барабанах (по четыре ракеты на каждом), две ЗУР - вне барабанов и предназначались для их подпитки.

В погребе было размещено оборудование системы подачи и заряжания ракет. Машинное отделение погреба, размещенное в его нижней части, отделялось "непроницаемым настилом"; один комплект системы управления и наведения "Корвет-Севан", РЛС обнаружения воздушных целей "Кактус", 2 комплекта аппаратуры опознования "Факел-М", РЛС "Разлив" (была установлена позднее).

В окончательном виде КРЛ "Дзержинский" по проекту 70Э был представлен на испытания в конце 1958 года - в октябре проводились швартовные, в ноябре - заводские ходовые испытания корабля, а с декабря начались летно-конструкторские испытания экспериментального образца комплекса М-2. По программе этих испытаний с "Дзержинского" были проведены первые бросковые пуски ракет В-753, показавшие работоспособность пусковой установки и устройств подачи ракет из погреба, а также безопасность для корабельных надстроек воздействия струи стартового ускорителя ракеты, а также проверено действие системы управления и наведения "Севан" при стрельбе по мишеням, буксируемым самолетами.

В течение 1959 года было осуществлено около 20 пусков ракет, в том числе и по воздушным целям. Первой реальной целью для М-2 стал бомбардировщик Ил-28, летевший на высоте 10 км и который был сбит первой же ракетой. Однако в процессе создания М-2 удалось реализовать не все планировавшиеся конструкторами решения. Так, несмотря на предпринятые попытки создать автоматическую систему заправки маршевой ступени ракет топливом, в окончательном варианте было решено остановиться на их ручной заправке в ракетном погребе перед подачей на пусковую установку.

По итогам своей работы Государственная комиссия сделала следующее заключение: "Комплекс зенитного управляемого реактивного оружия "М-2", состоящий из системы "Корвет-Севан", зенитных ракет В-753 и стартовой установки с устройством подачи и заряжания СМ-64, является эффективным средством ПВО и может быть рекомендован для вооружения кораблей ВМФ как боевое оружие, обладающее высокой точностью поражения воздушных целей".

В то же время комиссия указала на необходимость выполнения дополнительных работ по кораблю. В частности, требовалось обеспечить защиту открытых боевых постов крейсера от газовой струи стартующих ракет, разработать и установить в погребе ЗУР автоматическую систему пожаротушения, создать и смонтировать на корабле систему скоростной дозаправки ракет топливом в процессе подачи их из хранилища на ПУ.

Последняя задача имела свою предысторию. Еще на стадии разработки технического проекта 70Э в связи с отказом разработчика пусковой установки (ЦКБ-34) сконструировать систему заправки ракет топливом, ЦКБ-16 считало, что конструкция ракет должна была обеспечить хранение последних на корабле в полностью снаряженном состоянии. Однако главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга П.Н. Савенко подписал материалы проекта с замечанием, которым требовалось обеспечить размещение ракет с раздельным хранением горючего ТГ-02. Заправка ракет горючим и слив его (в случае неиспользования ракеты) должны были производиться специальной системой в погребе корабля. В конце концов специалисты отдела систем ЦКБ-16 под руководством И.В. Маслова успешно решили и эту задачу.

Результаты, полученные в ходе испытаний М-2 в 1959-60 годах были, в основном, близки заданным требованиям. Но не был оставлен без внимания и ряд недостатков нового оружия и, в первую очередь то, что М-2 оказался излишне тяжелым и большим по размерам, даже для такого корабля как "Дзержинский". Еще одним фактором, ограничивавшим возможности комплекса стал невысокий темп стрельбы из-за значительного времени требовавшегося на перезарядку пусковых установок, а также незначительный боезапас ракет. Кроме того, применяемое на ЗУР двухкомпонентное, высокотоксичное топливо создавало повышенную пожаро- и взрывоопасность.

Однако, учитывая экспериментальный характер создания первого корабельного ЗРК, эти недостатки не относились к разряду критических, а оснащенный этим комплексом корабль вполне мог использоваться в качестве плавучей "парты", где приобретали свой первый опыт расчеты будущих корабельных ЗРК.

3 августа 1961 года, после завершения программы испытаний М-2, "Дзержинский" был переведен в разряд учебных кораблей. В этой роли им было выполнено несколько десятков дальних походов - в Констанцу (Румыния), Варну (Болгария), Стамбул (Турция), Латакию (Сирия), Порт-Саид (Египет), Пирей (Греция), Гавр (Франция) и Тунис. Летом 1967 и осенью 1973 года, находясь в Средиземном море в зоне военных действий, "Дзержинский" выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.

Боевой путь первого советского корабля, оснащенного зенитным ракетным оружием закончился 12.10.1988 года, когда он был исключен из состава Черноморского Флота. К тому времени корабли советского военно-морского флота были оснащены ЗРК большой, средней и малой дальности, позволявшими отражать атаки любых средств воздушного нападения - самолетов, крылатых ракет, различных видов высокоточного оружия. Но, безусловно, в их создании сыграл значительную роль первый и крайне необходимый опыт, который был приобретен в процессе разработки, испытаний и эксплуатации экспериментального комплекса М-2.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте