Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Крейсера

 
 
 
         
      Крейсер "Память Меркурия"  
 
Крейсер "Память Меркурия"
 
Крейсер "Память Меркурия"
 
Крейсер "Память Меркурия"
 
Крейсер "Память Меркурия"
 
Крейсер "Память Меркурия"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 2997 т.
Размеры: длина - 90,0 м, ширина - 12,5 м, осадка - 6,0 м.
Скорость полного хода: 14 узлов.
Силовая установка: паросиловая, 6 котлов, 2450 л.с., 1 винт.
Дальность плавания: 1560 миль при 10 узлах.
Вооружение: 6х1 152-мм орудий, 4х1 107-мм орудий, 4х1 47-мм орудий, 4х1 37-мм орудий, 4 поворотных 381-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 12 офицеров, 331 матрос.

История корабля:

Для пополнения Добровольного флота было разработано задание на проектирование корабля специальной постройки, который в отличие от торговых судов должен в большей степени отвечать требованиям крейсерской службы. Крейсер водоизмещением около 3200 тонн при мощности механизмов 2500 л.с. должен был иметь скорость 14 и форсированную - 15 узлов в течение шести часов. Проект предусматривал установку двух 178-мм и четырех 107-мм орудий и одной 229-мм мортиры. Запас угля рассчитывался на 30-дневный переход полным ходом.

05.05.1879 г. Добровольный флот заказал судно французской фирме "Форж и Шантье" за 2,5 млн. франков со сроком готовности через 14 месяцев. Главная машина мощностью 2450 л.с. (форсированная - 2950 л.с.) должна была обеспечить скорость при неполной нагрузке в 16,5 узла, при полном запасе угля -14. С этой скоростью корабль должен был пройти под парами 6400-6700 миль, а со скоростью 10 узлов - 14800 миль. Крейсер имел парусное вооружение барка площадью 1480 кв.м. на трех железных мачтах. Артиллерийское вооружение по новому проекту состояло из пяти 152-мм и одного 203-мм орудий. Благодаря преимущественному применению стали, корпус был значительно облегчен, что позволило увеличить запас угля до 1000 тонн, что составляло 30% водоизмещения.

Крейсер был заложен летом 1879 г. Спущен на воду 10.05.1880 г., вступил в строй в марте 1882 г. (Тулон/ФэШМ; наблюдающий корабельный инженер А.П. Торопов). До 09.04.1883 г. именовался "Ярославль".

10.09.1880 г. пароход под коммерческим флагом с грузом угля для судов Доброфлота вышел в Одессу. "Ярославль" под коммерческим флагом прошел проливы и стал использоваться Добровольным флотом на Черном море. Однако пароход, построенный для военных целей, из-за слишком мощной и громоздкой энергетической установки и ограниченной вместимости трюмов был нерентабельным и приносил убытки. Сначала его поставили в консервацию, затем Морское министерство купило пароход по контрактной стоимости за миллион рублей. В марте 1882 г. "Ярославль" вошел в состав Черноморского флота, а в апреле был переименован в "Память Меркурия".

На крейсере установили менее тяжелую, чем предусматривалось проектом, но более скорострельную артиллерию: шесть 152-мм длиной в 28 калибров, четыре 107-мм орудия на поворотных станках, 44-мм скорострельную пушку системы Энгстрема, две 37-мм револьверные пушки Гочкиса и 25,4-мм картечницу Пальмкранца. Минно-торпедное вооружение включало четыре поворотных однотрубных аппарата, установленных на станках, подобных орудийным, и до 180 мин заграждения.

В течение длительного времени "Память Меркурия" не только был единственным крейсером, но также самым быстроходным и наиболее мощным среди мореходных кораблей Черноморского флота.

В 1887 г. капитально перебрали паровую машину, в 1893-1894 гг. крейсер прошел капитальный ремонт в Николаеве. При этом шесть главных котлов заменили новыми и установили первый в русском флоте подводный траверзный торпедный аппарат. В дальнейшем корабль использовался для испытаний новых образцов торпедного и минного оружия.

Единственным случаем боевого применения корабля стало отражение атаки миноносца "Свирепый" на броненосец "Ростислав" во время восстания в Севастополе в 1905 г.

В начале ХХ века был разработан проект перевооружения крейсера, но претворять в жизнь его не стали из-за недостатка средств. Только перед русско-японской войной четыре устаревшие 107-мм пушки заменили 47-мм.

Крейсер "Память Меркурия" был исключен из списков флота 07.04.1907 г. и поставлен на прикол.

Во время Первой мировой войны, 28.10.1915 корабль был вновь включен в состав Черноморского флота в качестве минного блокшива ("Блокшив № 9"). На нем же размещался штаб Минной бригады. С декабря 1917 г. судно числилось в составе Красного Черноморского флота, затем оказалось под контролем германских войск, а впоследствии - англо-французских интервентов.

В марте 1919 г. его в качестве транспорта-базы партии траления включили в состав Морских сил Юга России. 14.11.1920 г. оставлено врангелевцами при эвакуации из Севастополя и в декабре включено в состав МСЧМ.

8 августе 1921 г. блокшив переоборудован в мастерскую. 31.10.1922 г. передан дивизиону СКА и катеров-истребителей. 25.12.1922 г. его вновь переклассифицировали в транспорт-базу с возвращением названия "Меркурий". С 01.10.1929 г. находился в резерве, а 09.03.1932 г. он был исключен из списков флота и передан на слом. Однако разобран не был, а использовался в качестве рейдового служебно-вспомогательного плавсредства.

С 31.08.1938 г. служил в Одесском морском торговом порту плавучим нефтехранилищем. 20.09.1939 г. сдан на слом.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте