Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Десантные корабли

 

 
 
 
     
    Средний десантный корабль "СДК-20" ("ОС-90")  
 
ОС-90
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 751 т.
Размеры: длина - 73 м, ширина - 8,62 м, осадка - 1,85 м.
Скорость полного хода: 18,5 узлов.
Дальность плавания: 1800 миль на 16 узлах, 1000 миль на 18 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля 40-Д, 4400 л.с., 2 вала.
Вместимость: 3 танка Т-54А, или 5 танков ПТ-76, или 5 БТР-60П, или 9 автомашин ЗИС-151.
Вооружение: 1х2 30-мм артустановка АК-230, 2х18 140-мм пусковые установки типа WM-18 НУРС.
Экипаж: 42 чел.

История корабля:
Средний десантный корабль проекта 770Д.

Большая серия этих специализированных десантных кораблей была построена для СССР на верфях Польши. Обозначенный на Западе как десантные корабли типа "Polnochny", в 60-70-е года ХХ века они были построены для ВМФ СССР на Северной верфи в городе Гданьске (Польша) по проектам 770, 771 и 773. Всего с 1964 по 1986 год было построено 107 кораблей данного типа и их модификаций. Средние десантные корабли этих проектов входили в состав не только советского ВМФ, но и ВМС Польши, Вьетнама, Египта, Алжира, Ливии, Йемена, Эфиопии, Кубы, Сирии, Болгарии и Индии. Последний корабль данного типа был построен в 2002 году по модифицированному проекту (тип NS-722) для Йемена.

Корабли этого проекта заслужили весьма высокую оценку в тех странах, где они эксплуатировались. К достоиствам этих десантных кораблей относят конструктивную простоту, малая стоимость и экономичность в эксплуатации, рациональные принципы размещения десанта, небольшой состав экипажа, наличие в составе вооружения реактивных установок залпового огня.

Применявшаяся на этих кораблях система залпового огня на основе пусковых установок польского производства WM-18 с неуправляемыми реактивными снарядами типа М-14ОФ обладала следующими характеристиками: 2 пусковых установки по 18 стволов в пакете, максимальная дальность стрельбы - 9800 м, минимальная - 1000 м, боевая часть НУРС - осколочно-фугасная, массой 18,8 кг, масса ВВ НУРС - 4,2 кг., скорость снаряда - 400 м/с.

Защита от надводного и воздушного противника обеспечивалась 30-мм скорострельными автоматами типа АК-230, в дополнение к которым на корабле имелись пусковые установки ПЗРК "Стрела".

Средний десантный корабль "СДК-20" был построен на Гданьской Северной верфи, Польша, (зав.№770D/2). Заложен 15.07.1961 г., спущен на воду 16.03.1963 г., вступил в строй 30.09.1963 г. Вошел в состав Балтийского флота.

Впоследствии корабль был перечислен в состав Черноморского флота.

В 1976 г. главком ВМФ Сергей Горшков утвердил задание ЦКБ "Черноморец" на переоборудование среднего десантного корабля "СДК-20" в опытовое судно. На нем планировалось испытать лазерный комплекс "Аквилон", предназначенный для поражения корабельных оптико-электронных средств и экипажей судов противника. Данный лазерный комплекс был разработан в НПО "Астрофизика".

Корпусные конструкции судна разрабатывались конструкторами под руководством начальника сектора ЦКБ "Черноморец" Е. Гарбушина, техническое сопровождение и авторский надзор от ЦКБ "Черноморец" на заводе вели инженеры-конструкторы Э. Бижова и Е. Голик. Общее руководство проектирования возглавлял главный конструктор проекта Николай Игнатов.

Корабль был переоборудован в Севастополе на "Севморзаводе" в опытовое судно по проекту 10030 (шифр "Форос"). Но его большая масса (90 тонн) и существенные габариты потребовали значительно усилить корпус, а так же увеличить надстройку корабля. Процесс затянулся на долгие 8 лет. Вооружение с корабля было демонтировано, а аппарели заменили форштевнем и носовой секцией. Были сформированы бортовые були шириной до 1,5 метра. Надстройку корабля смонтировали единым модулем с полным оснащением постов и помещений, и установили на судно краном с грузоподъемностью 100 тонн. Для улучшения обитаемости и снижения шумности в жилых и служебных помещениях на корабле появились коффердамы. Шумные помещения изолировались звукопоглощающей изоляцией. Агрегаты экспериментального комплекса "Аквилон" монтировались с особой точностью. Повышенные требования предъявлялись к проектированию их опорных поверхностей.

В октябре 1984 г. опытовое судно было выведено для испытаний в Феодосийский полигон, и впервые в истории советского флота были выполнены стрельбы из лазерной пушки. Испытания лазерного оружия с опытового судна прошли успешно. Низколетящая ракета была своевременно обнаружена и уничтожена лазерным лучом.

Однако "выстрел" имел ряд существенных недостатков: атака ракеты прошла всего несколько секунд, а подготовка к нему потребовала почти более суток. КПД установки составила всего лишь 5 процентов. В ходе опыта ученые накопили опыт в применении боевых лазеров, однако экономический кризис и распад СССР не позволили довести эти опытные работы до конца.

Опытовое судно "ОС-90" было включено в состав флота 30.10.1984 г., входило с состав 311-го дивизиона опытовых судов с базированием на Феодосию.

Все работы по "боевой лазерной тематике", по официальным данным, были прекращены еще во второй половине 1980-х годов. В начале 1990-х годов прототип боевой лазерной установки был демонтирован.

В 1996 г. судно было исключено из состава флота и разделано на металл в Инкермане.

Этим судном в разное время командовали:
- старший лейтенант В. Машуков.

 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте