Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Эскадренные миноносцы

 
 
 
         
      Эскадренный миноносец "Бесшумный"  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 3100 т.
Размеры: длина - 120,5 м, ширина - 12,0 м, осадка - 4,25 м.
Скорость хода максимальная: 36,6 узлов.
Дальность плавания: 3660 миль при 15,7 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 2 винта, 60000 л.с.
Вооружение: 2х2 130-мм башени Б-2-ЛМ (боекомплект по 150 снарядов на ствол), 2х2 85-мм артустановки 92-К (боекомплект 300 снарядов на ствол), 7х1 - 37-мм артустановок 70-К (боекомплект 300 снарядов на ствол), 2х5 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 2 кормовых бомбосбрасывателя, мины заграждения (в перегруз): 52 шт. типа КБ (КБ-КРАБ) или 60 шт. типа М-26.
Экипаж: 286 чел.

ТТД (после модернизации по пр.31):
Водоизмещение: 3273 т.
Размеры: длина - 121,4 м, ширина - 12,0 м, осадка - 5,24 м.
Скорость хода максимальная: 35 узлов.
Дальность плавания: 3308 миль при 14 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 2 винта, 60000 л.с.
Вооружение: 2х2 130-мм башни Б-2ЛМ (боекомплект 150 выстрелов/ствол), 5х1 57-мм артустановки ЗИФ-71 (боекомплект 700 выстрелов), 1х5 533-мм торпедный аппарат, 2х16 бомбомета РБУ-2500 (боекомплект 96 бомб), 2 бомбосбрасывателя, 48 мин КБ или 38 КМД-1000 или 72 ГМЗ в перегруз.
Экипаж: 265 чел.

История:
Первыми кораблями советского флота, оснащенными штатными системами радиоразведки, стали эскадренные миноносцы пр.31, переоборудованные в конце 50-х гг. - начале 60-х гг. из серийных кораблей пр.30-бис. ТТЗ на проект 31 было разработано ВМФ СССР в 1957 г., целью проведения работ предусматривалось "переоборудование эсминцев проекта 30-бис в корабли радиотехнической разведки".

Технический проект переоборудования этих кораблей был разработан в 1957 г. ЦКБ-57 (главные конструктора Д.С. Барбараш, а затем Л.В. Войшвилло). При этом эсминцы должны были быть универсальными кораблями. Помимо ведения разведки, в функции кораблей пр.31 должна была входить противолодочная, противовоздушная и противокатерная оборона соединений, а также несение дозорной службы.

Эскадренный миноносец "Бесшумный" 15.03.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.10.1950 г. заложен по пр. 30-бис на заводе № 445 в Николаеве. Спущен на воду 31.05.1951 г., вступил в строй 30.11.1951 г. и 31.12.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ.

"Бесшумный" стал головным кораблем проекта 31 (заводской № С-1112). Он 07.12.1957 г. прибыл для модернизации на судостроительный завод № 445 (он же имени 61 коммунара) в г. Николаеве, где он ранее был построен.

В процессе проведения работ из вооружения корабля без изменений была оставлена только артиллерия главного калибра в составе двух 130-мм двухорудийных башенных артиллерийских установок типа Б-2ЛМ (10 выстрелов в минуту, боезапас-600 снарядов), однако она была дооснащена системой ПУС "Мина-31" и системой дистанционного управления Д-200. Ставший ненужным КДП упразднялся, а его место заняли антенные посты станций радиоразведки "Гафель".

Без изменений осталась и прежняя главная энергетическая установка. Были демонтированы и подлежали замене на новые обе мачты, упразднялись носовой торпедный аппарат, кормовые противолодочные бомбометы БМБ-1, а также вся 85-мм и 37-мм артиллерия. Взамен устанавливались пять новых, впервые применявшихся одноствольных 57-мм автоматов типа ЗИФ-71, скорострельностью 170-200 выстрелов в минуту (боекомплект 3500 патронов) с системой дистанционного наведения Д-71-2.

Значительно усиливалось противолодочное вооружение. Оно включало один поворотный пятитрубный 533-мм торпедный аппарат ПТА-53-31, приспособленный для стрельбы противолодочными торпедами, с пороховой системой стрельбы и системой ПУТС "Звук-31", а также реактивно-бомбовое вооружение: два 16-ствольных 212-мм реактивных стабилизированных бомбометных установки "РБУ-2500" с системой ПУСБ "Смерч-31" (боекомплект 96 РГБ-25). Имелось также 14 глубинных бомб ББ-1 в кормовых подпалубных бомбосбрасывателях. В целях защиты от атакующих торпед корабль оснащался двумя букси руемыми акустическими охранителями "БОКА".

Радиотехническое вооружение корабля проекта 31 было представлено одной РЛС обнаружения воздушных и надводных целей "Фут-Н" (на грот-мачте), одной РЛС управления артиллерийской стрельбой артиллерии главного калибра "Залп-М2" (на фок-мачте) и двумя РЛС управления стрельбой зенитной артиллерии "Фут-Б" (побортно на кормовой надстройке). Имелась одна навигационная РЛС "Дон" с блоком "Пальма", ИК-аппаратура совместного плавания "Огонь-50", штатная для эсминцев РЛС опознавания типа: "свой-чужой" (запросное устройство "Никель-К" и ответное устройство "Хром-К").

Как следствие, коренной перестройке подверглись надстройки и мачты корабля, на которых размещались новые антенные посты РЛС. Были также значительно увеличены кожухи обеих дымовых труб, которым кроме того придали характерную закругленную в сторону кормы форму.

Взамен прежней, штатной для кораблей пр. 30-бис гидроакустики устанавливалась новая гидролокационная станция ГС-572 ("Геркулес") с подъемно-опускным устройством ДУ-4М2. Корабль имел химическое вооружение в виде комплекта дымовой аппаратуры ДА-1 (в кормовом эшелоне), прибора автоматической сигнализации о наличии отравляющих веществ, аппаратуры наружного определения наличия радиоактивного заражения, системы водяной защиты, противохимической вентиляции и коллективной противохимической защиты (167 газозащищенных помещений), а также средств хранения спе6циальной защитной одежды, средств дегазации. И, наконец, эсминец имел штатное размагничивающее устройство.

"Бесшумный" стал первым кораблем советского флота, на котором были установлены штатные средства радиоразведки, предназначенные для поиска и перехвата работающих радиостанций в УКВ, КВ, СВ и ДВ диапазонах волн (станция поиска "Бизань-8", станции радиоразведки "Гафель 9-10", "Гафель 11-14" и "Гафель 15-16"). Кроме того, корабль был оснащен двумя поисковыми станциями, Р-313 с приставкой "Сигнал-П" и Р-317, двумя радиоприемниками, Р-670 и Р-672, а также системой обеспечения одновременной работы РЛС корабля "Звезда-31".

Следует отметить, что корабли проекта 31 имели одну особенность: они модернизировались по двум разным вариантам №№ 1 и 2. Это было вызвано громоздкостью первого советского комплекса радиоразведки "Гафель", который просто не мог быть размещен целиком на одном корабле класса "эскадренный миноносец". По этой причине, на борту корабля 1-го варианта, к которым относился "Бесшумный", средства радиоразведки были представлены только тремя РЛС "Гафель" из 5, т.е. 60% УКВ диапазона). Остальная часть комплекса размещалась на корабле 2-го варианта модернизации. В итоге, полноценное ведение радиоразведки во всем диапазоне частот было возможно лишь при совместном, т.е. парном использовании двух кораблей. Моряки по этому поводу шутили, цитируя известную русскую поговорку: "мы с Тамарой ходим парой"… Каждый же корабль проекта 31 в отдельности по составу средств радиоразведки неравноценен и невзаимозаменяем с кораблем другого варианта.

По завершении всех ремонтных и модернизационных работ, корабль 15.01.1960 г. начал швартовные испытания, которые завершились 17.05.1960 г. На момент выхода на испытания на корабле все еще отсутствовал ряд изделий, недопоставленных промышленностью: 8 погружаемых электронасосов, клапаны избыточного давления фильтро-вентилляционной установки, нагревательные элементы для иллюминаторов ходовой рубки, комплект котельных трубок для одного котла КВ-30 и т.д., всего 11 наименований.

18.05.1960 г. в районе Севастополя корабль начал заводские ходовые испытания, завершившиеся 21 мая. После этого эсминец был предъявлен к государственным испытаниям. В общей сложности, переоборудование и испытания корабля заняли 2 года 6 месяцев и 24 дня. Стоимость работ по переоборудованию головного корабля составила почти 1,5 млн. рублей (или долларов), в ценах 1960 г.

30.06.1960 г. состоялось подписание приемного акта на эскадренный миноносец "Бесшумный". Несмотря на то, что в целом испытания кораблей пр.31 завершились успешно и полученные на государственных испытаниях ТТХ соответствовали проекту и спецификации, был выявлен целый ряд существенных недостатков и замечаний. Вот основные из них: предусмотренные первоначальным проектом предельные углы обстрела кормовой 130-мм артустановки Б-2ЛМ не обеспечивали безопасность личного состава, обслуживавшего 57-мм автомат № 5. В свою очередь, предельные углы обстрела автоматов №№ 1 и 2 не обеспечивали безопасности управляющего огнем зенитной артиллерии офицера, который по боевому расписанию должен был находиться на ходовом мостике (в дальнейшем специальным решением ГК ВМФ предельные углы обстрела были ограничены).

130-мм и 57-мм артиллерия кораблей испытывалась стрельбой по морской (малый корабельный щит) и воздушной (буксируемый конус) целям. При этом на "Бесшумном" был отмечен всего один отказ при стрельбе из 57-мм автомата из-за перекоса снаряда. Отмечено отсутствие при стрельбе выдачи на прицел "Линза" текущей дистанции до цели, чем снижалась эффективность стрельбы в целом. Как конструктивный недостаток, было указано, что если подъемники боезапаса Э-33М кормовой группы 57-мм автоматов расположены вблизи самих установок и удобны в боевом обслуживании, то для носовой группы предусматривался всего один общий подъемник, к тому же расположенный на удалении от автоматов.

Торпедный аппарат ПТА-53-31 с системой дистанционного наведения "Кристалл" испытывался фактической стрельбой с выпуском одной торпеды СЭТ-53 по подводной лодке пр. 613. РБУ испытывались во всем диапазоне углов обстрела с фактическим отстрелом по 40 РГБ-25 на корабль. При этом обнаружилось, что прочность настила палубы в районе РБУ оказалась недостаточной, были отмечены остаточные деформации палубы до 3-4 мм. Для устранения этого недостатка пришлось в дальнейшем установить в этих местах дополнительные подкрепления.

Кроме того, было отмечено, что эффективность применения противолодочного оружия ограничивалась малой дальностью обнаружения подводной цели станцией ГС-572, составившей на испытаниях всего 5-6 кабельтовых. К тому же, поиск подводных лодок по причине наличия больших помех работе ГС-572 при скорости хода корабля-носителя более 15 узлов не обеспечивается. В свою очередь, столь малые дальности обнаружения подводных лодок не позволяли использовать противолодочные торпеды и РГБ на предельных дальностях стрельбы.

Корабельный эхолот НЭЛ-5СУ работал надежно и устойчиво на всех скоростях и глубинах до 1000 м, на всех скоростях ниже 20 узлов - на глубинах до 2000 м. Было установлено, что на скоростях хода в диапазоне 22-26 узлов эхолот работал с помехами вследствие вибрации опущенной трубы лага "МГЛ-50", а на скоростях хода свыше 26 узлов при глубине моря 1600 м. Эхолот глубину не показывал вообще. Замечаний по работе электро-механической части не отмечено. Каждый эсминец на испытаниях ходил 2 часа на режиме полного переднего хода и 15 минут-полного заднего, 2 часа-технико-экономическим ходом и 24 часа-оперативно-экономическим ходом.Проектные значения скоростей хода удалось не только достичь, но и несколько превысить.

Единственным замечанием было попадание при испытании системы водяной защиты большого количества воды через шахты котельных турбовентиляторов №№ 7 и 8 в котельное отделение, в результате чего вышел из строя котел № 4. На переднем ходу обнаружилась повышенная вибрация индикаторов РЛС "Дон" и "Фут-Н", грот-стеньги с системой "Хром-К", причем ее уровень практически исключал нормальную эксплуатацию названных станций.

При проверке шлюпочного устройства оказалось, что в условиях темноты и волнения его эксплуатация затруднена и небезопасна для личного состава, т.к. управление шпилями по подъему катеров невозможно. В связи с этим, комиссия рекомендовала установить на шлюпочной палубе специальную лебедку. Наконец, по причине конструктивных недоработок отмечалась повышенная шумность в некоторых постах.

И все же основные проблемы создавало не это. Дело в том, что дальность действия РЛС поиска "Бизань-8", оказалась на 40% ниже дальности действия РЛС "Гафель", для которых она должна была выдавать целеуказание. В результате этого целеуказание на дистанциях 225-320 кабельтовых просто не обеспечивалось.

Особенно комиссия отметила тот факт, что наличие на борту каждого из кораблей только части аппаратуры радиоразведки не позволяло использовать каждый из них для освещения обстановки во всем диапазоне частот. Антенные посты РЛС "Гафель" на втором мостике размещены неудачно. В связи с отсутствием в аппаратуре одновременной работы РЛС "Звезда-31" блоков подавления помех для РЛС "Гафель 11-14" работа указанной станции при одновременной работе РЛС "Фут-Н", "Фут-Б", "Дон" и "Залп-М2" оказалась практически невозможной. Кроме того, отмечалось повышение температуры в постах радиоразведки, рубке гидроакустика и РЛС "Фут-Н" до 35-500С, а также повышенное облучение личного состава СВЧ от работающих РЛС на открытых постах 57-мм автоматов ЗИФ-71.

При расположении антенных постов РЛС "Фут-Б" на высоте 8,3 м. от ватерлинии дальность действия станции оказалась на 20% меньше, чем на кораблях пр. 56 и 57-бис (при 15,5 м.). Из-за недопоставок промышленностью, на обоих кораблях на момент проведения испытаний отсутствовали предусмотренные проектом радиоразведывательные пеленгаторы "Буг" и "Визир", без которых эффективность использования аппаратуры радиоразведки была равна нулю. Был отмечен также ряд более мелких замечаний, ограничивавших эффективность в общем-то новых кораблей по прямому назначению.

Впоследствии переведен на СФ. В период с 15.06 по 24.09.1961 г. совершил переход по Севморпути из Североморска на Дальний Восток и 26.09.1961 г. перечислен в состав ТОФ. "Бесшумный" после переоборудования носил бортовые номера "207", затем "444", "412".

15.06.1979 г. был разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой передачей в ОФИ для разборки, но 01.10.1985 г. был снят с прикола (бортовой номер "743") и превращен в учебно-тренировочное судно (УТС).

В сентябре 1994 г. окончательно исключен из списков плавсредств ВМФ и сдан в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте