Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Эскадренные миноносцы

 
 
 
         
      Эскадренный миноносец"Совершенный"  
 
Эсминец пр.7У - общий вид
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 2404 т.
Размеры: длина - 112,5 м, ширина - 10,2 м, осадка - 5 м.
Скорость хода максимальная: 36 узлов.
Дальность плавания: 1380 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 54 000 л.с.
Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2с, 2х1 76,2-мм орудия 34-К, 7х1 37-мм орудий 70-К, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения.
Экипаж: 271 человек.

История корабля:
Эскадренный миноносец пр.7У

В течение 1938 и начале 1939 года 18 корпусов эсминцев пр.7, находившихся на стапелях ленинградских заводов имени А.А.Жданова (№ 190), имени С.Орджоникидзе (№ 189) и николаевского имени 61 коммунара (№ 200), были перезаложены по "улучшенному" проекту.

Корабль этого проекта разрабатывало конструкторское бюро Северной судостроительной верфи. Главный конструктор - Н.А. Лебедев, представитель наблюдения от ВМФ - А.Э. Цукшвердт.

При этом у почти готовых корпусов пришлось демонтировать ряд конструкций - в основном в районе машинно-котельных отделений. Первоначально планировалось перезаложить и все дальневосточные эсминцы, но поскольку работы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре из-за слабости производственной базы и так велись в экстремальном режиме, от этого отказались. В результате "семерки-у" вошли в состав лишь двух флотов - Балтийского и Черноморского.

Эскадренный миноносец "Совершенный" был заложен по пр.7 на заводе имени 61 коммунара (№200) в Николаеве 17.9.1936, перезаложен по пр.7У в 1938 году, спущен на воду 25.02.1939 года. До 25.09.1940 года корабль носил название "Бесстрашный".

Эсминец "Совершенный" после спуска на воду со стапеля завода №200 был переведен для достройки в Севастополь на завод №201. К 22 июня 1941 года он находился в 90-процентной готовности. В сентябре начались его приемные испытания.

30 сентября 1941 года "Совершенный" вышел из Севастополя на мерную милю в районе Херсонесского маяка для проведения испытаний на полном ходу. В этот день планировалось подписание приемного акта. Эсминец легко развил скорость в 36 узлов, все механизмы работали исправно, но в 16.42 неожиданно прогремел сильный взрыв. Это была мина нашего же оборонительного заграждения - корабль по ошибке отклонился с фарватера. Взрыв произошел по правому борту в районе 71-91-го шпангоутов, когда корабль находился на расстоянии 2,5 мили от берега.

От сильного сотрясения многие из находившихся на верхней палубе моряков и заводских специалистов были сброшены за борт. "Совершенный" начал описывать циркуляцию вправо, прошел по инерции около полутора миль и остановился с креном 5-6° на левый борт и дифферентом 1,5 м на нос.

В месте взрыва верхнюю палубу вспучило на полметра, котельный кожух пер­вой трубы разорвало с обоих бортов. Все оборудование 1-го машинного и 2-го ко­тельного отделений было уничтожено: котел № 2 сорвало с фундамента, а турбину низкого давления первого ГТЗА приподняло вместе с фундаментом и загнуло влево. Разрушило и пост энергетики и живучести (ПЭЖ). Везде погас свет, аварийное освещение нигде, кроме 2-го машинного отделения, не включилось.

Во 2-м котельном отделении вспыхнул пожар, который не смогли потушить ни быстрое затопление отсека, ни сброшенные в него баллоны с углекислотой - всплывший мазут горел в течение двух часов. Второй эшелон ГЭУ повреждений не получил, но разобщающий клапан закрыт не был, и пар из кормовых котлов вырвался через разбитый трубопровод 1-го машинного отделения в считанные минуты. По аналогичной причине ушла и питавшая котлы вода.

Котельные отделения №1 и №2 и машинное №1 оказались затопленными в течение нескольких минут. В 3-е котельное отделение вода начала поступать через поврежденную переборку на 109-м шпангоуте, в 4-е - через носовую переборку, подшипники валопровода и "хлопушку" водоотливного эжектора. Кроме того, из-за разошедшихся заклепочных швов в районе 177-го шпангоута (там образовался гофр) открылась течь в 3-м кубрике, 4-м погребе и химической кладовой. Всего "Совершенный" принял более тысячи тонн воды, откачка которой осложнялась отсутствием на корабле электроэнергии.

Примерно через 20 минут после взрыва к борту эсминца подошли торпедные катера, затем буксир "Дооб", a после 18.30 - спасательные суда "Шахтер" и "Меркурий". Последние пытались откачать воду из затопленных отсеков. Опасаясь, что "Совершенный" может затонуть из-за потери запаса плавучести, ночью его отбуксировали на мелкое место в Казачьей бухте. Утром 1 октября туда прибыл буксир СП-14, доставивший два 85-тонных понтона. Последние подвели под корпус эсминца, и затем поврежденный корабль отбуксировали в Севастополь. 2 октября "Совершенный" поставили в плавучий док, а после временной заделки пробоины перевели в сухой док завода №201.

12 ноября Севастополь подвергся жестокому воздушному налету. 28 пикирующих бомбардировщиков атаковали крейсер "Червона Украина" и находившийся в доке "Совершенный". Одна бомба попала в кожух 4-го котельного отделения, насквозь пробила котел и днище и взорвалась под килем в районе 122-го шпангоута, сильно разрушив корпус. Вторая бомба разорвалась в 8 м от левого борта, в районе 127-го шпангоута, изрешетив обшивку осколками и вызвав пожар: в топливных цистернах эсминца все еще оставался мазут. Кормовая часть корабля выгорела, а в цистерне на 186-205-м шпангоутах произошел взрыв паров мазута. Но это еще не все. Бомбы повредили батопорт, и док начал заполняться водой. Носовая часть начала всплывать, и... эсминец переломился в районе 2-го котельного и 1-го машинно­го отделений: здесь корпус был ослаблен взрывом мины. "Совершенный" соскочил с килевой дорожки и лег на дно дока с креном 25° на левый борт.

В довершение в практически уничтоженный корабль через несколько дней попали два вражеских снаряда: один - в полубак, второй - в надстройку у основания 130-мм орудия №3.

В начале декабря "Совершенный" разоружили: из его 130-мм пушек была сформирована батарея №111 на Малаховом кургане, сыгравшая немаловажную роль в обороне города-крепости.

Сухой док с находившимся в нем эсминцем отремонтировали, и 20 февраля 1942 года он был осушен. "Совершенный", казалось бы, находился в безнадежном состоянии, и тем не менее его решили восстановить!!! Коллектив 201-го завода совершил настоящий подвиг, за 2 месяца воссоздав корпус корабля из груды искор­женного металла. В начале мая его вывели из дока и поставили у стенки Корабельной бухты для достройки на плаву.

Но завершить работы не удалось. В июне у борта эсминца разорвались несколько бомб, а одна (весом около 50 кг) угодила в 4-е котельное отделение. Наконец, 15 июня у правого борта в районе 3-го котельного отделения взорвался снаряд немецкой осадной артиллерии, сделавший пробоину площадью около 3 кв.м. Корабль стал заполняться водой. Откачать ее с помощью двух подошедших буксиров не удалось, и "Совершенный" затонул. Над водой осталась лишь его носовая надстройка.

После войны, 28 октября 1945 года, эсминец подняли и сдали на слом.

"Совершенным" в течение его недолгой службы - официально он так и не был принят в состав ВМФ - командовал старший лейтенант С.И. Федоров (до 14.11.1941), позже на корабле экипажа и командира не было.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте