Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Катера

 
 
 
         
      Бронекатер "БК-414"  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 52,2 т.
Размеры: длина - 25,3 м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м.
Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1800 л.с.
Вооружение: 2х76,2 мм пушки в танковых башнях, 2х12,7 мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета.
Экипаж: 17 чел.

История катера:
Бронекатер пр.1124

12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию малого бронекатера пр.1125.

Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем.

Конструкция корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью оправдано.

Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык, и значительно упрощало высадку десанта.

Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с.

Вооружение этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях военного времени.

Всего по данному проекту было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных театрах СССР.

Бронекатер "БК-414" был заложен в Астрахани на заводе №638 в 1942 г. (заводской №302). 24.11.1942 г. зачислен в списки ВМФ с последующей передачей в Волжскую военную флотилию, спущен на воду летом 1943 г. 25.07.1943 г. поступил от промышленности в состав КБФ для прохождения сдаточных испытаний, 29.07.1943 г. временно зачислен в состав КБФ, 10.08.1943 г. перечислен в состав Азовскую военную флотилию, вступил в строй осенью 1943 г.

17.10.1943 г. прибыл по железной дороге из Астрахани в Ейск, включен в состав Азовской военной флотилии Черноморского флота.

Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943 г. десантной операции.

02.11.1943 г. при следовании за десантом к косе Чушка в Керченском проливе выскочил на песчаную косу в районе м.Еникале, подвергся артобстрелу батарей противника с крымского побережья, получил пробоину в моторном отсеке 1,5 кв. м и до 30 осколочных пробоин в корпусе в районе кормового кубрика и хозотсека, заполнился водой и лег на грунт. Погибло 4 чел.

08.11.1943 г. ввиду невозможности восстановления исключен из списков Черноморского флота.

29.11.1943 г. снятый с мели, при переходе на буксире КТЩ №82 из Темрюка в Ахтари на подходе к Ахтари попал в 8-балльный шторм, от ударов волн бронекатер перевернулся и затонул.

1.12.1943 г. бронекатер "БК-414" был исключен из состава ВМФ.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте