Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Катера

 
 
 
     
   Торпедный катер №104 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 15 т.
Размеры: длина - 19,07 м, ширина - 3,33 м, осадка - 1,24 м.
Скорость полного хода: 50 узлов.
Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1700 л.с.
Вооружение: 2х1 533-мм торпедных аппарата желобного типа, 2х1 12,7-мм пулемета "ДШК".
Экипаж: 8 чел.

История катера:
Торпедный катер типа Г-5

Самый массовый торпедный катер советской постройки в годы Великой Отечественной войны. Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался с 1934 по до 1944 год в различных модификациях. Всего было построено 329 единиц.

Глиссирующий однореданный коробчатый корпус этого торпедного катера изготавливался из дюралюминия, имел 10 шпангоутов, обшивка крепилась с помощью заклёпок. 4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус был разделен на 5 отсеков, с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м шпангоутах. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В середине корпуса находилась ходовая (боевая) рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели пулемета ДШК.

Силовая установка преставляла собой два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-38ФН. Вооружение катера составляли два желобных торпедных аппарата калибра 533-мм, а так же пулеметы ДШК калибра 12,7 мм. В ходе модернизаций состав вооружения катеров неоднократно менялся.

Торпедный катер №103 был заложен летом 1933 г., спущен в конце 1933 г., вступил в строй весной 1934 г. и 28.05.1934 г. вошел в состав Морских сил Черного моря. С 11.01.1935 г. входил в состав Черноморского флота.

В 1937 г. был переименован в торпедный катер №104, а с 06.08.1942 г. - №24.

Участвовал в Керченско-Феодосийской 25.12.1941-02.01.1942 гг. десантной операции.

С 6-го на 7-е марта 1944 г. торпедный катер ТКА №24, совершая переход из Геленджика в порт Скадовск из-за отрыва от соединения торпедных катеров, при самостоятельном следовании в результате навигационной ошибки зашел в 09.05 07.03.1944 г. бухту Ак-Мечеть, занятую противником. В Ак-Мечети в то утро находилось 12 БДБ противника, поскольку накануне прибыли два конвоя БДБ с войсками из Одессы.

Немецкий сигнальный пост затребовал опознавательные и попытался установить с ним связь посредством сигналов, однако ответа не получил. После этого ТКА №24 отвернул и пошел на максимальной скорости из гавани. БДБ F.445 опознала русский торпедный катер. Он открыл огонь, на который немедленно ответили все БДБ и береговые батареи. При этом торпедный катер получил попадания. По наблюдениям с берега, примерно в 6 милях СЗ Ак-Мечети его видели остановившимся. F.569 и F.447 после получения сообщения от капитана порта Ак-Мечети немедленно вышли в море, чтобы окончательно уничтожить катер. В 10.55 торпедный катер оказался в видимости кораблей противника, идущим на малом ходу. Немецкие корабли дали 4 предупредительных выстрела из 7,5-см пушек, после чего топредный катер начал постановку дымовой завесы и свернул в нее. Немецкие корабли открыли огонь из 2-см орудий, на что торпедный катер отвечал из своего пулемета. После короткого боя торпедный катер в 11.10 от воздействия 2-см пушек БДБ F.569, 447 полностью потерял боеспособность. БДБ F.569 подошла к торпедному катеру, после того, как 2 человека из экипажа покинули полностью продырявленный катер вплавь. Еще двое выживших из экипажа катера были ранены и держались за него, находясь при этом в воде. Их взял в плен экипаж БДБ F.569. Оба уплывших члена экипажа были взяты в плен при попощи плавучего плота, их перевели на борт F.447. Между тем F.569 завела буксир и взяла курс на Ак-Мечеть. На медленном ходу она буксировала торпедный катер, однако катер все больше и больше наполнялся водой, и привести ТКА в порт не удалось. Торпедный катер затонул 14.00 в точке примерно 45.30 - 32.36 с лежавшими в рубке управления двумя погибшими членами экипажа, командиром торпедного катера (лейтенант Игошин В.И) и радистом (Абанесов).

 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте