Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Морские охотники

 

 
 
 
     
   

Малый охотник за подводными лодками "МО-378"

 
 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 47,2 т.
Размеры: длина - 23,4 м, ширина - 3,9 м, осадка - 1,12 м.
Скорость полного хода: 24 узла.
Дальность плавания: 1500 миль при 6 узлах, 590 миль при 9 узлах.
Силовая установка: два бензиновых двигателя Паккард, 2400 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 37-мм орудие 70К (500 выстрелов), 1х1 25-мм автоматическая зенитная установка 84КМ, 2х2 12,7-мм пулемета ДШК (4000 выстрелов), 2 бомбосбрасывателя (4 ГБ БГБ, 8 ГБ МГБ-20)
Экипаж: 21 чел.

История корабля:
Малый охотник за подводными лодками, тип "ОД-200"

Осенью 1935 г. группа конструкторов приступила к проектированию торпедных катеров со стальным корпусом СМ-3 и СМ-4 (СМ - стальной мореходный) с тремя и четырьмя моторами, другая группа начала проектировать по тому же заданию катера Д-2 и Д-3 с деревянными корпусами. Летом 1939 г. адмиралу И.С. Исакову были представлены опытные образцы своих кораблей, после чего была создана комиссия, приступивша к их испытаниям на Балтике.

Испытания Д-3 показали, что этот катер обладает хорошей маневренностью и вполне удовлетворительной мореходностью. При водоизмещении 40 т и суммарной мощности трех двигателей ГАМ 3600 л. с. он мог дать скорость 48 узлов. Лучшие зарубежные образцы сравнимого типа достигли такой скорости лишь 15 лет спустя. Вместе с тем Д-3 имел большую дальность плавания (355 миль против 220 у катера Г-5) и поэтому мог считаться торпедным катером дальнего действия. Испытания на Черном море подтвердили надежность и высокие боевые качества катера Д-3, который был принят комиссией и передан соединению черноморских катерников. Одновременно Наркомат ВМФ выдал промышленности заказ на несколько десятков катеров такого типа.

Еще в предвоенные годы удачные испытания Д-3 навели известных советских катерников Б. Никитина и Н. Хавина на мысль создать проект малого охотника за подводными лодками и торпедного катера в унифицированном корпусе, причем за основу они предлагали взять именно корпус Д-3. Командование поддержало это предложение, и промышленности был выдан заказ на проектирование деревянного корпуса, который в зависимости от вооружения мог быть превращен либо в малый охотник, либо в торпедный катер.

Бюро по малотоннажному судостроению, вошедшее в Балтсудопроект в 1941 г., успешно справилось с заданием: к 1942 г. группа конструкторов филиалом ЦКБ-32 при Сосновском заводе №640 под руководством Л.Л. Ермаша спроектировала малый охотник ОД-200 и торпедный катер ТД-200 в унифицированном деревянном корпусе. Отличительной особенностью последнего корабля по сравнению с Д-3 была замена торпедного аппарата бортового сбрасывания трубным, предохранявшим торпеды от обледенения. На одном из эвакуированных заводов производство деревянных корпусов поставили на поток: их собирали на стапеле из деталей, изготовленных в цехе по стандартным шаблонам. Кроме деревянного, разрабатывался также унифицированный стальной корпус, ставший основой для малого охотника ОМ-200 и торпедного катера ТМ-200.

Корпус катера деревянный трёхслойный из сосновых досок с прямой транцевой кормой. Расстояние между шпангоутами (шпация) равнялось 25 см. Палуба прямая по всей длине катера. В середине корпуса находилась бронированная закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми окнами. Толщина бронирования рубки составляла 7 мм. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, тахометры, приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, авторулевой "Янтарь-2". Непотопляемость катера обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя американскими бензиновыми моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый, с реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на два винта фиксированного шага обеспечивая полную скорость до 24 узлов. Двигатели оснащались механическим односкоростным одноступенчатым наддувом. Катера комплектовались и двумя бензиновыми моторами "Оско-Форд" по 85 л.с. каждый для обеспечения экономического малого хода 6 узлов. Большинство механизмов размещалось ниже ватерлинии, что повышало живучесть катера и не раз спасало экипажи от верной гибели, а "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера и обеспечивал внезапность и скрытность действий, особенно ночью.

Всего за время войны было выпущено около 60 единиц, после войны выпускалась уже модифицированная версия ОД-200Б, получившая отечественные дизеля вместо американских Паккардов, а так же бронещит вокруг 37-мм автомата. Всего с 1943 г. по 1947 г. было построено 140 катеров данного проекта.

Морской охотник "МО-378" был заложен на судостроительном №640 (Сосновка) в 1943 г. (заводской №115). Спущен на воду в феврале 1944 г., вступил в строй 18.05.1944 г. и 17.06.1944 г. включен в состав Черноморского флота.

30.04.1948 г. был выведен из боевого состава и законсервирован, а 07.04.1950 г. исключен из состава ВМФ и передан ДОСФЛОТ.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте