Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Малые противолодочные корабли

 

 
 
 
     
   Малый противолодочный корабль "Александр Кунахович" 
 
Александр Кунахович
 
Корабль пр.1141
 
А.Кунахович
 
МПК пр.1141
 
Александр Кунахович
 
Александр Кунахович
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 465 т.
Размеры: длина - 50,18 м, ширина корпуса - 9,76 м, ширина с крыльями - 20 м, осадка с крыльями - 7 м.
Скорость полного хода: 52 узлов.
Дальность плавания: 1230 миль при 8 узлах, 850 миль при 50 узлах.
Силовая установка: газотурбинная, четырехвальная, 2 ГТУ М10А ( 2х18000 л.с.) и 1 ГТУ М10Б (18000 л.с.) + два дизеля ДРА-211 (2х1100 л.с.)
Вооружение: 2х4 400-мм торпедных аппарата ТР-224 (8 торпед СЭТ-72) (после модернизации - 2х4 пусковых установки ПЛРК "Медведка" (8 ПЛУР К77Р)), 2х6 30-мм артустановки АК-630.
Экипаж: 36 чел.

История корабля:
Малый противолодочный корабль пр.1141

Идея снижения гидродинамического сопротивления за счет подъема корпуса судна из воды давно привлекала конструкторов боевых кораблей. Еще в конце 40-х - начале 50-х годов проводились испытания различных крыльевых устройств на катерах пр.123 бис, М123бис, 123 К, 184 и 183 ТК. Тогда положительных результатов достичь не удалось.

Но идея не умерла, и в конце 50-х годов к ней вернулись вновь, но уже на качественно новом теоретическом и конструкторском уровнях. Результатом проведенных работ явились постройка и испытание малого торпедного катера с носовым малопогруженным крылом и боковыми стабилизаторами, а также экспериментального катера с подобным крылом и управляемой транцевой плитой. Применение последней улучшило поведение катера во время движения на высокой скорости при волнении моря. Крыльевой системой именно этого типа оснащались вновь создаваемые большие торпедные катера пр.206М, строившиеся в последующем десятилетии крупной серией. Однако малопогруженные крылья оказались немореходными.

Решение проблемы ученые и конструкторы видели в оснащении морских судов глубокопогруженными подводными крыльями с автоматическим управлением подъемной силой. Это направление получило свое теоретическое обоснование и практическую реализацию уже в 70-е годы.

Еще одним важным событием, позволившим успешно осуществить проектирование и постройку крупных кораблей на подводных крыльях, было создание и широкое внедрение в практику судостроения легких и экономичных газотурбинных силовых установок с высокими удельными показателями.

Результаты глубоких теоретических и экспериментальных исследований легли в основу разработки проектов кораблей различного боевого назначения. Особое внимание уделялось совершенствованию систем автоматического управления подъемной силой крыльевых устройств для повышения мореходных качеств судов. С целью проверки правильности принятых конструкторских решений были построены два опытных корабля: малый ракетный (пр.1240) и малый противолодочный (пр.1141).

Опытный МПК пр.1141 разрабатывался по заданию ВМФ Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Он был построен и в 1977 году был передан в опытную эксплуатацию под именем своего главного конструктора - “Александр Кунахович”.

Корабль имел крылья фиксированного типа с автоматически управляемыми закрылками. Даже при довольно большой волне амплитуда бортовой качки не превышала 2-3 градуса. Судно с полным водоизмещением 465 т обладало мореходностью, сопоставимой с мореходностью корабля водоизмещением 4000 т. Его эксплуатация подтвердила возможность применения торпедного оружия на скорости в 50 узлов и при волнении моря до 4 баллов.

МПК оказался самым скоростным кораблем на подводных крыльях того времени, так как максимальная скорость достигала 52 узлов.

Комбинированная по схеме CODOG (дизель и газовая турбина) главная энергетическая установка состояла из трех газотурбинных двигателей мощностью по 18000 л.с., работающих на три пары гребных винтов типа “тандем”. На малом ходу (8 узлов) использовались два дизеля с водометными движителями.

Малый противолодочный корабль "Александр Кунахович" 27.05.1972 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.07.1974 г. был заложен на стапеле судостроительного завода "Красный металлист" в Зеленодольске (заводской №801). Спущен на воду 26.10.1975 г., вступил в строй 31.12.1977 г. и 17.02.1978 г. был включен в состав КЧФ.

Находился в составе 68-ой бригады кораблей охраны водного района в г.Севастополе.

МПК "Александр Кунахович" 24.06.1991 г. был выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в опытное судно для испытаний комплекса ПЛО "Медведка", поставленных на месте первоначально стоявших 400-мм торпедных аппаратов.

10.03.1994 г. корабль был исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 24.05.1996 г. расформирован.

Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 3 ранга П. Артамонов;
- капитан 3 ранга Н. Скориков.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте