Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Малые противолодочные корабли

 

 
 
 
         
      Малый противолодочный корабль "МПК-104"  
 
МПК-104
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 1070 т.
Размеры: длина - 71,2 м, ширина - 10,15 м, осадка - 3,72 м.
Скорость хода максимальная: 32 узла.
Силовая установка: 1 газовая турбина М-813 - 18000 л.с. + 2 дизеля М-507А - 20000 л.с.
Дальность плавания: 2750 миль при 14 узлах.
Вооружение: 1х6 30-мм артустановка АК-630М (боекомплект 2000 снарядов), 3х8 ПУ ЗУР "Кинжал" (24 ракеты 9M-330), 2х2 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000, 12 глубинных бомб или 18 мин.
Экипаж: 89 чел.

История корабля:
Малый противолодочный корабль пр.1124К

Идея создания специализированного скоростного противолодочного корабля ограниченного водоизмещения получила развитие в советском ВМФ на рубеже 50-60-х гг XX века, когда появление за границей подводных лодок нового поколения потребовало принятия эффективных мер для противодействия практически во всех операционных зонах, в том числе и ближней. Так зародился принципиально новый класс боевых кораблей отечественного флота - малые противолодочные корабли (МПК), предназначенные для борьбы с подводным противником в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования.

В ходе конструкторских работ основное внимание уделялось выбору наиболее оптимальных обводов корпуса корабля, стандартное водоизмещение которого первоначально не должно было превышать 800 т. В ходе многочисленных экспериментов специалисты ПКБ установили, что для достижения требуемой скорости, в 35 узлов, наиболее выгодными являются так называемые комбинированные обводы, сочетающие в себе все преимущества остро- и круглоскулых корпусов.

Не менее сложную форму придали и надводному борту; вдоль которого для уменьшения заливаемости и забрызгивания шли сглаженные продольные выступы. Кроме того, на мореходности корабля должны были благоприятно сказываться нетрадиционная седловатость палубы, а также наличие протяженной, занимающей всю ширину корпуса носовой надстройки, придавшие им характерный внешний облик.

Повышенное внимание уделялось конструкции главной энергетической установки, разрабатываемой под руководством А.Кунаховича и А.Мышакина. В качестве двигателей экономического хода в состав ГЭУ включили 2 дизеля марки М-507А мощностью 10 тыс. л.с. каждый, работавшие на бортовые валы, а в качестве форсажного - газотурбинный двигатель (ГТД) М-8М мощностью 18тыс.л.с., приводивший вовращение средний вал. Как под обоими дизелями, так и под ГТД корабль мог развивать скорость до 20-22 узл., а при задействовании всех трех агрегатов, управление которыми было дистанционным, - свыше 35.

Состав вооружения и гидроакустических средств корабля во многом определялся моделью его боевого применения, состоявшей из нескольких этапов - гидроакустическая разведка на ходу, глубокое прослушивание “на стопе”, обнаружение ПЛ, быстрый выход в район ее предполагаемого нахождения и атака бортовыми средствами ПЛО.

Основой противолодочного вооружения корабля стали 2 поворотных двутрубных 533-мм торпедных аппарата ДТА-5Э-1124, размещенных побортно на верхней палубе позади носовой надстройки. Увеличение калибра ТА (по сравнению с 406-мм торпедными аппаратами) позволило использовать для поражения подводных лодок противника более мощные торпеды, в том числе и самонаводящиеся СЭТ- 65 с максимальной скоростью хода до 40 узлов. Их наибольшая дальность хода составляла около 15 км, а масса боевого зарядного отделения (БЗО) - 200 килограммов.

В качестве вспомогательного оружия ПЛО на носовой надстройке “Альбатроса” установили две 12-ствольные РБУ-6000, способные осуществлять залповую, групповую и одиночную стрельбу неуправляемыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60 на дальность до 6 км. Боевая часть бомбы (масса ВВ - 23,5 кг), оснащенная ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60, обеспечивала эффективное поражение практически всех существовавших в то время типов ПЛ на глубине до 400 метров.

Средства самообороны малых противолодочных кораблей проекта 1124 были представлены двумя комплексами вооружения: зенитным ракетным (ЗРК) малой дальности “Оса-М” и артиллерийским АК-725-МР-103.

Уже в ходе серийного строительства, начиная с 13-го корпуса, МПК пр. 1124 начали оснащать новым арткомплексом АК-725-МР-123, включавшим, помимо АК-725, 30-мм шестиствольную артиллерийскую установку АК-630 с дальностью стрельбы до 4 км, предназначенную для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны. Управление обеими АУ осуществлялось РЛС МР-123 “Вымпел”.

Появление в составе советского ВМФ новых кораблей не ускользнуло от внимания специалистов НАТО, присвоивших им условное название “Grisha”, вскоре перекочевавшее во все зарубежные справочники.

Многолетний положительный опыт эксплуатации кораблей проекта 1124 доказывал необходимость их дальнейшего развития. Одним из таких вариантов развития явился "МПК-104".

Данный корабль строился по проекту 1124К (классификация корабля в NATO - "Grisha-4"), и был выполнен в единственном экземпляре. Основное его предназначение - опытный корабль для испытаний ЗРК "Кинжал", который был поставлен на корабль вместо стандартного для данного класса кораблей ЗРК "Оса", а так же за счет снятия ствольной артиллерии крупного калибра.

Малый противолодочный корабль МПК-104 был зачислен в списки кораблей ВМФ 31.05.1979 г. и 12.06.1979 г. заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске (заводской номер №721), спущен на воду 23.03.1980 г. и летом 1980 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 30.10.1980 г. и 06.11.1980 г. включен в состав КЧФ.

В период с 12.10.1987 г. по 02.02.1988 г. на "Севморзаводе" им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошел средний ремонт.

27.07.1997 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

16.03.1998 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 01.05.1998 расформирован.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте