Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Малые ракетные корабли / Ракетные катера

 
 
 
     
   Малый ракетный корабль МРК-5 
 
МРК-5
 
МРК-5
 
МРК-5
 
МРК-5
 
МРК-5
 
МРК-5
 
МРК-5
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 432 т.
Размеры: длина - 56,6 м, ширина - 10,2 м (21,1 м с опущенными крыльями), осадка - 2,35 м (8,0 м с опущенными крыльями).
Скорость полного хода: 60 узлов.
Дальность плавания: 700 миль при 45 узлах.
Силовая установка: 2 газовых турбины М-10 по 18000 л.с. на 4 винтах в опускаемых колонках, 2 дизеля ДРА-211 по 1100 л.с. для малого хода
Вооружение: 2х2 пусковых установки ПКР "Малахит (4 ракеты П-120), 1x6 30-мм артустановка АК-630, 1х2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет).
Экипаж: 40 чел.

История корабля:
Малый ракетный корабль на подводных крыльях пр.1240

Идея снижения гидродинамического сопротивления за счет подъема корпуса судна из воды давно привлекала конструкторов боевых кораблей. Еще в конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века проводились испытания малопогруженных крыльевых устройств на однокрылых катерах пр.123бис, М123бис, 123К, 184, 183ТК и 206М, и двухкрылых пр.125 и 125А. Тогда положительных результатов по мореходности достичь не удалось.

Но идея не умерла, и в конце 50-х годов к ней вернулись вновь, но уже на качественно новом теоретическом и конструкторском уровнях. Результатом проведенных работ явились постройка и испытание малого торпедного катера с носовым малопогруженным крылом и боковыми стабилизаторами, а также экспериментального катера с подобным крылом и управляемой транцевой плитой. Применение последней улучшило поведение катера во время движения на высокой скорости при волнении моря.

Однако малопогруженные крылья оказались немореходными. Решение проблемы ученые и конструкторы видели в оснащении морских судов глубокопогруженными подводными крыльями с автоматическим управлением подъемной силой. Это направление получило свое теоретическое обоснование и практическую реализацию уже в 50-60-е годы.

Еще одним важным событием, позволившим успешно осуществить проектирование и постройку крупных кораблей на подводных крыльях, было создание и широкое внедрение в практику судостроения легких и экономичных газотурбинных силовых установок с высокими удельными показателями. Такие установки мощностью 18000 л.с. создали конструкторы СПБ "Машпроект" специально для кораблей с динамическими принципами поддержания.

Результаты глубоких теоретических и экспериментальных исследований легли в основу разработки проектов кораблей различного боевого назначения. Особое внимание уделялось совершенствованию систем автоматического управления подъемной силой крыльевых устройств для повышения мореходных качеств судов. С целью проверки правильности принятых конструкторских решений были построены два опытных корабля: малый ракетный (пр.1240) и малый противолодочный (пр.1141).

Проектированию малого ракетного корабля предшествовала постройка модели в масштабе 1:3,3, опытная эксплуатация которой показала хорошие результаты. Отработка принципов построения системы стабилизации, угловых колонок по передаче мощности к гребным винтам производились также на пассажирском судне "Тайфун", рассматривавшемся первоначально в качестве полунатурной модели МРК "Ураган".

Опытный корабль пр.1240 "Ураган", разработанный конструкторским бюро ЦМКБ “Алмаз” (главный конструктор В.М. Бурлаков), был заложен на на Ленинградском Производственном объединении "Алмаз" (ныне Судостроительная фирма "Алмаз") и спущен на воду в 1973 г., вышел на испытания в 1976 г., вступил в строй 30.12.1977 г. После завершения программы испытаний переведен по внутренним водным путям на Черное море. 24.11.1979 г. он прибыл в Севастополь и был включен в состав 166-го дивизиона ТКА 41-й Отдельной бригады ракетных катеров.

Крыльевое устройство с автоматическим регулированием подъемной силы, обеспечивающим стабилизацию по высоте над водной поверхностью, крену и дифференту, в сочетании с мощной газотурбинной установкой позволило кораблю развивать скорость более 50 узлов и использовать оружие при волнении моря до 5 баллов включительно. Максимальная же скорость составляла 57-60 узлов, а дальность плавания на крейсерской скорости (45...50 узлов) - до 700 миль.

В этом судне поражала новизна многих технических решений. На момент постройки это был самый крупный в мире корабль на подводных крыльях. Корпус корабля был выполнен из панелей алюминиево-магниевого сплава АМГ-62Т-1, а подводные крылья - из титанового сплава 48ОТ3В.

Главная энергетическая установка состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18 000 л.с. каждая. Через редукторы, расположенные в угловых колонках, она вращала гребные винты, расположенные на гондолах по схеме "тяни-толкай". На малом ходу носовое крыло, обе колонки с винтами поднимались из воды. Движение на этом режиме осуществлялось за счет водометов, приводимых в действие двумя дизелями. Автономность по запасам провизии составляла 5 суток, мореходность корабля при ходе на крыльях - 5 баллов, а в водоизмещающем положении - 6-7 баллов.

Корабль имел мощное ударное и зенитное ракетное вооружение, а также скорострельную автоматическую артиллерийскую установку АК-630.

За свою жизнь МРК-5 провел две ракетные стрельбы главным ракетным комплексом "Малахит", показав на испытниях великолепную мореходность. Также МРК обладал высокой скоростью. Однако этот опытный МРК оказался весьма сложным в эксплуатации.

В 1990 г. он был исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. В 1992 г. он бы разделан на металл в Севастополе.

Этим кораблем командовали: капитан-лейтенент В.Е. Кузьмичев, капитан 3 ранга Э.В. Ванюхин и капитан-лейтенант Н.А. Гончаров.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте