Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Малые ракетные корабли / Ракетные катера

 
 
 
         
      Ракетный катер "Р-44"  
 
Ракетный катер "Р-44"
 
Ракетный катер "Р-44"
 
Ракетный катер "Р-44"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 257 т.
Размеры: длина - 38,6 м, ширина - 7,6 м, осадка - 3,26 м.
Скорость хода максимальная: 42 узла
Дальность плавания: 1450 миль при 14 узлах.
Силовая установка: дизельная, 3 дизеля, 14400 л.с., 3 винта
Вооружение: 8 пусковых установок ПКР "Уран", арткомплекс "Рой", 1 ПУ ПЗРК.
Экипаж: 25 чел.

История корабля:
Ракетный катер пр.2066

Большое внимание в СССР во втором послевоенном десятилетии уделялось созданию торпедоносных катеров, имеющих хорошие мореходные качества с одновременным усилением их ударных и оборонительных возможностей.

24 мая 1955 г. было утверждено тактико-техническое задание на создание нового большого торпедного катера пр.206. При его создании был использован опыт катеростроения в годы Великой Отечественной войны.

Головной катер был сдан флоту в октябре 1960 г. В качестве основного материала для корпуса катера была выбрана сталь. Корпусу в надводной части была придана необычная форма. Для улучшения условий смыва палубы при радиоактивном заражении стык палубы с бортом был скруглен. Мореходные качества катера обеспечивали возможность его использования без ограничений по скорости при волнении моря до 4 баллов включительно и на скоростях до 30 уз при волнении моря 5 баллов.

Именно на основе большого тропедного катера пр.206 была разработана эволюционная версия данного корабля - ракетный катер пр.206МР. Он оснащался двумя пусковыми установками противокорабельных ракет П-15М.

Следующий шаг развития данного типа катеров - опытный проект 206.6. Данный катер явился модернизированной версией проекта 206МР с опытовой установкой ракет "Уран" и арткомплекса "Рой".

Ракетный катер "Р-44" (зав. №242) был построен по исходному проекту 206МР на Средне-Невском заводе в Ленинграде и 31.08.1978 года поднял военно-морской флаг СССР. До 1985 года он находился на Балтийском флоте. Катер принимал активное участие в учениях "Океан-83".

Позднее по внутренним водным путям катер перешел на Черное море и осенью 1985 года вошел в состав черноморской 41-ой бригады ракетных катеров. До начала 1995 года катером бессменно командовал капитан 2 ранга В.Н. Сердюк и с 1995 года его сменил капитан 3 ранга С.И. Попов.

Ракетный катер "Р-44" стал первым кораблем, оснащенным противокорабельным комплексом "Уран", с которого стреляли в ходе испытаний данного комплекса с 1983 по 2003 год. К лету 2000 года обе счетверенные пусковые установки комплекса "Уран" перенесли на БПК (ныне - СКР) "Сметливый", который стал вторым кораблем, оснащенным "Ураном". Однако в 2002 году их сняли со "Сметливого" и вернули на ракетный катер. Всего же с данного корабля в ходе испытаний было запущено 24 ракеты комплекса "Уран".

Но на ракетном вооружении модернизации данного катера не закончились - с 1987 года на корабль был установлен опытный образец артустановки АК-630М1-2 "Рой". Причем замена штатной АК-630М на АК-630М1-2 была проведена не в заводских, а в корабельных условиях.

Созданная на базе широкоизвестной артустановки АК-630, она воплотила в себе новые достижения конструкторской мысли и опыт отработок предшествующих образцов. Размещаясь на том же месте, что и АК-630, и имея массу всего на 1 тонну больше, артустановка АК-630М1-2 имеет вдвое увеличенный боекомплект, а полная скорострельность была доведена до фантастических 10000 выстрелов в минуту.

Основу артустановки АК-630М1-2 составляют два артиллерийских автомата АО-18К, расположенных на одном лафете вертикально друг над другом. Питание патронами осуществляется независимо для каждого автомата из двух магазинов, расположенных в подбашенном отделении. На дульном конце автоматов располагается газовый компенсатор. Это нехитрое приспособление позволило значительно повысить надежность артустановки за счет исключения из схемы синхронизирующей связи между автоматами, то есть каждый из них работает независимо от другого, а неуравновешенность сил из-за разности моментов выстрелов компенсируется работой газового компенсатора. Кроме того, можно вести стрельбу одним автоматом.

Массо-габаритные характеристики артустановки (высота 2 м, радиус обметания по стволам 1,6 м, масса 2,5 т) позволяют размещать ее на кораблях всех классов, включая корабли с динамическими принципами поддержания.

Для стрельбы артустановки применяется 30-мм унитарный патрон с осколочно-фугасно-зажигательными или осколочно-трассирующими снарядами. Обслуживают артустановку два человека.

В ходе стрельб летом 1989 года на Черном море АК-630М1-2 показал себя достаточно эффективным средством. В качестве мишеней были использованы Ла-17К и ПТУРС "Фаланга-2", имитировавшие противокорабельные ракеты "Гарпун". Установка "Рой" успешно сбивала "Фаланги", летевшие на высоте около 10 м, для сбития требовалось в среднем около 200 снарядов. Тем не менее в серийное производство установка не пошла и осталась на вооружении только этого катера. В последующем эту артустановку демонтированли с катера.

В 1996 году на ракетном катере была установлена опто-электронная СУ СП-521 "Ракурс", которая обеспечивает автоматическое сопровождение цели и управление стрельбой. К началу 1998 года основные образцы вооружения катера прошли полный цикл испытаний и были приняты на вооружение.

Катер входил в состав 295-го Сулинского дивизиона ракетных катеров 41-ой бригады ракетных катеров с базированием на Карантинную бухту Севастополя. К 2005 году находился в отстое.

05.10.2008 на корабле был спущен Военно-Морской флаг, и корабль был выведен из состава флота. 17.03.2009 г. катер был переведен из Каратнтинной бухты в Инкерманск. В марте-апреле 2009 года катер был разделан на металл на судоразделочной базе в Инкермане.

Кораблем в разное время командовали:
- кап.2 р. Сердюк В.Н.;
- кап 3 р. Попов С.И.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте