Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота
Все парусные корабли

Прочее

 
 
 
         
      Лоц-шхуна "Алупка"  
 
 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: - т.
Размеры: длина - 21,7 м, ширина - 6,6 м, осадка - 3,8 м.
Скорость полного хода: - узлов.
Вооружение: 2 орудия.
Экипаж: - чел.

История судна:
Лоц-шхуна специальной постройки

Лоц-суда (лоции) - это суда, предназначенные для выполнения гидрографических работ (описание берегов, промеры участков морей и фарватеров, установка и снятие обстановки, то есть вех, баканов, знаков, доставка снабжения на маяки). К выполнению указанных работ в XVIII-XIX вв. широко привлекались суда различных классов - бриги, шхуны, катера, боты, транспорты и другие, поэтому специализированные лоц-суда строились в небольших количествах. В составе Черноморского флота они появились в 1840-х гг. Конструктивно эти суда были галиотами, ботами, бригами или шхунами, специально оборудованными для проведения гидрографических работ.

Лоц-шхуна "Алупка" была заложена в 1849 г. в Николаевском адмиралтействе, строитель И.С. Дмитриев. Имело парусное вооружение шхуны. Судно было спущено на воду 20.06.1842 г., вошло в состав Черноморского Флота.

В 1842-1853 г. лоц-шхуна выполняла гидрографические работы в Черном море. Тимберовано в 1851 г. в Николаеве.

02.12.1853 г. лоц-шхуна "Алупка", будучи занесена NO-м штормом к турецким берегам и имея сильную течь, после длительной боьбы за живучесть была вынуждена для спасения экипажа, выбросив в море 6 фальконетов с их станками, две пары железных шлюпбалок, порох и ружья, уничтожив карты и сигналы, спуститься в Босфор, где она была захвачена в плен турками.

Экипаж лоц-шхуны во главе с поручиком флотских штурманов Давыдовым пробыл в плену у турков с 02.12.1853 г. по 25.11.1855 г., за это время умерло от болезней 3 унтер-офицера и 2 матроса. Оставшийся экипаж был отправлен в Россию на французском параходе "Оренок".

Захваченное турками судно было ими отремонтировано, получило новое название "Аллах-Верды" ("Богом данная"), перевооружено на шесть 21-фунтовых орудий и использовалось как бранд-вахтенное судно в Босфоре.

Рассматривавшая это дело Николаевская комиссия военного суда постановила: командира шхуны и команду от взыскания освободить, потерю шхуны и понесенный через это убыток в 31596 р. и 52 1/2 к. серебра принять на счет казны. Поручику Давыдову выдать полугодовой, а нижним чинам - годовые оклады жалования. С заключением согласился и инспектор корпуса штурманов Черноморского флота.

Морской Генерал-Аудитор, рассматривавший следственное дело, произведенное в Николаеве, не нашел поручика Давыдова виновным в каком либо упущении, и признавая что он не имел другого средства для спасения команды, постановил: поручика Давыдова от всякой ответственности по данному делу освободить, выдать полугодовой, а нижним чинам, равно и вольнонаемному штурману Долгоногову - годовые оклады жалования.

На Всеподданейшем докладе князь Константин оставил резолюцию: "Высочайше утверждено и разрешено, а Давыдову выдать годовое жалование."

Этим судном командовали:
- Давыдов (1853).

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте