Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
   
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота
Все парусные корабли

Шхуны

 
 
 
     
   

Шхуна "Смелая"

 
 
 
 

ТТД:
Размеры: длина - 30,2 м, ширина - 7,8 м, осадка - 4 м.
Вооружение: 2 3-фунтовые чугунные пушки, 14 18-фунтовых карронад.
Экипаж: 68 чел.

История корабля:
Шхуна

Шхуна принадлежит к серии небольших парусных судов (тип "Гонец") для Черноморского флота, стоившихся в Николаеве и Севастополе. Всего было построено 5 единиц.

Корпус шхуны выполнялся из дерева со стальным диагональным креплением, стальными кницами и сплошной верхней палубой. При наборе корпуса судна, наборное дерево для предотвращения сухой гнили покрывалось масляным грунтом из белил, смешанных с олифой, что было заимствовано из английской кораблестроительной школы. Такой же состав, только большей концентрации, использовали при скреплении дерева в конструкции мачт. Вдоль бортов верхней палубы, вырезались пушечные порты для установки 14 18-фунтовых карронад. В носовой части шхуна имела бушприт, который продолжался утлегарем. Судно несло две мачты с уклоном их к корме.

Судно парусное, фок-мачта несла 3 прямых паруса (бри-фок, топсель и бом-топсель), а грот-мачта 2 косых паруса (косой-грот и гоф-топсель),также к бушприту и утлегарю крепились ещё 3 косых паруса (стаксель, кливер и бом-кливер). Шхуна имела 1 руль из дуба.

Вооружение состояло из 14 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) карронад с длинной ствола 7,5 калибра, которые располагались побортно на верхней палубе, и из 2 одноствольных 3-фунтовых (76-мм) пушек с длиной ствола 19 калибров.

Карронады предназначались для ближнего боя. Заряжание - ручное, ядрами или картечью со стороны дула. Боезапас расположенный в погребах подавался вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность стрельбы при возвышении 5° осстовляло до 960 метров. Масса карронады - 508 кг.

3-фунтовые пушеки с длиной ствола 19 калибров могли использоваться как ретирадные в корме, а так же как догонные в носовой части судна. Орудие - чугунное, гладкоствольное на штыре, могло вращаться вокруг своей оси. Заряжание - ручное, ядрами со стороны дула. Масса пушки составляла 368,3 кг.

Шхуны типа "Гонец" ежегодно действовали в составе отрядов у Кавказкого побережья. В разное время находились в распоряжении русских дипломатических миссий в Греции и Турции. Несли брандвахтенную службу. Участвовали в Крымской войне 1854-1855 годов, находясь в Севастополе были затоплены в составе других кораблей и судов Черноморского флота, чтобы не достаться врагу.

Шхуна "Смелая" была заложена 22.10.1838 г. в Севастопольском адмиралтействе, строитель - А. П. Прокофьев. Спущена на воду 10.05.1839 г., вошла в состав Черноморского флота.

В 1840-1843 гг., 1847 г., 1848 г. и 1850-1853 гг. в составе отрядов действовала у Кавказского побережья. 08-10.10.1841 г., находясь в составе отряда контр-адмирала М. Н. Станюковича, содействовала продвижению войск генерал-лейтенанта И. Р. Анрепа от м.Адлер до Навагинского укрепления.

13.01.1848 г. шхуна была застигнута борой в Цемесской бухте, где стояла на бочке. Шхуна сильно обмерзла, но экипажу ценой нечеловеческих усилий удалось спасти судно. В продолжение более 47 часов офицеры и команда находились в беспрерывной авральной работе, занимаясь очисткой льда с корпуса судна, рангоута и снастей. В частности, для облегчения корабля командиром было приказано было сбросить за борт брифок-рею, обрубить бушприт с бакштагами и штагами, а так же избавиться от всего такелажа на мачтах.

В 1845 г., 1847 г. и 1849 г. шхуна "Смелая" в составе эскадр находилась в практических плаваниях в Черном море.

Шхуна участвовала в Крымской войне 1853-1856 гг. В 1854 г. стояла в Севастопольской гавани для охраны арсенала и блокшивов. Затонула в 1855 г. от полученных в результате неприятельской бомбардировки пробоин на глубине 10 м.

После войны при расчистке Севастопольской бухты 10.05.1858 года шхуна была поднята со дна и продана.

Командирами шхуны в разное время служили:
- К. А. Леонтьев (1840-1844);
- П. П. Колчин (1845-1847);
- Я. П. Перфильев (1848);
- Н. Н. Волоцкой (1850-1851);
- Н. Ф. Юрьев (1852);
- И. Н. Кондогури (1853-1854).

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте