Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
     
   Подводная лодка "Б-78" ("БС-78") 
 
Подлодка "БС-78"
 
Подлодка "БС-78"
 
Подлодка "БС-78"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1890/2415 т.
Размеры: длина - 90,5 м, ширина - 7,5 м, осадка - 5,15 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16,5/12,5 узлов.
Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная 200 м.
Дальность плавания: над водой 3650 миль при 16,5 узлах, или 14350 миль при 9 узлах, под водой 290 миль при 2 узлах, или режиме РДП 6300 миль при 6,5 узлах.
Силовая установка: 3х2000 л.с. дизеля, 2х1350 + 1х2700 л.с. гребные электродвигатели, 1х140 л.с. электродвигатель экономического хода.
Вооружение: 2 баллистические ракеты Р-11ФМ, 6 носовых и 4 кормовых 533-мм торпедных аппаратов, боезапас - 10 торпед.
Экипаж: 72 чел. (9 офицеров).

История подлодки:
Подводная лодка пр.АВ-611

По результатам испытаний подлодки пр.В-611 в ЦКБ-16 была начата корректировка данного проекта. К концу 1955 года работы были закончены, и новый проект получил индекс АВ-611.

Лодку оборудовали двумя радиолокаторами. С помощью одного обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих радаров. Для поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили гидроакустическая станция и шумопеленгатор. Командирский и зенитный перископы располагались на вращающейся площадке.

Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18-22-мм стали, с необычным - наружным расположением шпангоутов, что позволило увеличить объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом и седьмом отсеках находились торпедные аппараты, В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном положении воздух к ним подавался через РДП (шнорхель), здесь же была пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом отсеке) по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.

Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4-5 баллов и скоростях хода 8-12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.

Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса Д-1 продлилась до конца 1958 года, а в феврале 1959 года состоялось решение о принятии на вооружение подводных лодок, оснащенных этим комплексом. Всего было решено переоборудовать четыре лодки на заводе № 402 в Северодвинске и одну - на заводе №196 в Ленинграде (по другим сведениям № 202 в г. Владивостоке).

С 1958 по 1967 года было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 - из-за ошибок личного состава, 3 - по причинам отказа систем ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.

В первое время лодки этого проекта они использовались для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. В последствии они не раз перестраивались для отработки различных систем вооружений, в частности испытывались гидроакустические и навигационные комплексы.

Подводная лодка "Б-78" была заложена 16 июля 1955 г. в цехе №50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске, заводской №209. Спущена на воду 13 июня 1957 г., вступила в строй 30 ноября 1957 г., получив наименование "Мурманский комсомолец".

После модернизации по проекту 611АВ, подлодка вошла в состав 140 ОБПЛ СФ (г. Оленья). В 1961 году вошла в состав 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.

Подводная лодка "Б-78" в ноябре 1966 г. внутренними водами перешла с Северного флота в Севастополь. Пройдя на заводе им. С.Орджоникидзе переоборудование, лодка в январе 1969 г. (Ю.Волков) была переведена в опытовые (с переименованием в "БС-78") и обеспечивала до конца 1972 г. испытания радиооптикоэлектронной астронавигационной системы "Символ" и опытного образца аппаратуры опознавания.

Далее снова последовало переоборудование, и в 1977 г. лодка (М.Елисейкин, затем Ф.Погорелов) в соответствии с совместным решением Министерства судостроительной промышленности и Государственного комитета стандартов при Совмине СССР приступила к испытаниям комплектов различной аппаратуры для измерения физических полей корабля. Для этого у неё было демонтировано в 1-м отсеке 6 торпедных аппаратов, установлены комплекс "Днестр", на лёгком корпусе - 22 пассивных и активных датчика, а в ограждении рубки - две лазерные пушки. Задача комплекса - исследование физических свойств морской среды: яркости, освещённости, электропроводности и на этой основе изучение возможностей обнаружения подводных лодок по следу, который образуется в морской среде после их прохождения.

Одновременно представители нескольких институтов страны занимались подобной проблемой, для чего устанавливали на лодке свою аппаратуру. Борьба шла за эффективность и компактность аппаратуры, которая потом нашла своё применение на последующих поколениях дизельных и атомных лодок. В это же время проводилось исследование возможностей гашения своего следа с использованием специальных полимерных добавок, которые хранились в цистерне ёмкостью Юти выбрасывались за борт насосами через ТА 7-го отсека.

Демонтированные в 4-м отсеке две ракетные шахты, а также 3-я группа аккумуляторных батарей позволили разместить измерительный комплекс "Днепр" для замеров шумности других подлодок, скорости звука в морской среде и производства регистрации обнаруженного следа подводных лодок. Для обслуживания всей этой техники на лодке ввели должность заместителя командира по специальным измерениям (П.Олейник). Он и мичманы группы измерения В.Безродный, В.Тарасов, Н.Отверченко, а также личный состав РТС прошли специальное обучение в институтах, разработавших эту технику. В мае 1980 г. на "БС-78" (Ф.Погорелов) проходила выездная сессия Академии наук СССР под председательством её президента академика А.Александрова, которая ознакомилась с переоборудованием лодки, откорректировала программу испытаний.

В августе 1986 г. подлодка "БС-78" была выведена из состава ВМФ, а 01 октября 1986 года экипаж подводной лодки был расформирован.

Этой подводной лодкой в разное время командовали:
- Ю.Волков;
- М.Елисейкин;;
- Ф.Погорелов;
- А.Резниченко;
- Г.Гвоздев;
- С.Табачный.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте