Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка Л-25  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1099/1399 т.
Размеры: длина - 83,3 м, ширина - 7,0 м,осадка - 4,05 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 18/8,5 узлов.
Дальность плавания: над водой 5300 миль 9 узлах, под водой 135 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х1100 л.с. дизеля, 2х650 л.с. электромотора.
Вооружение: 6 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 20 мин, 1 100-мм, 1 45-мм орудия.
Глубина погружения: до 100 м.
Экипаж: 55 чел.

История:
Эскизный проект этого типа подводной лодки разрабатывался в НТКМ с привлечением инженеров и конструкторов Балтийского завода во главе с Б. М. Малининым. Перед разработкой эскизного проекта на совещании в НТКМ, в работе которого участвовали подводники-тактики, представители плавсостава и группа конструкторов, обсуждался вопрос о том, какими должны быть подводные минные заградители. Совещание высказывалось за то, чтобы подводные лодки этого типа наряду с минным оружием имели также достаточно сильное торпедное и артиллерийское вооружение для ведения боевых действий против кораблей и транспортов. Это мнение было подтверждено командованием Военно-Морских Сил. По настоянию НТКМ дальнейшая разработка проекта была поручена Балтийскому заводу.

В 1929-1930 гг. по этому проекту были заложены подводные лодки II серии типа "Л" (по названию головной подводной лодки "Ленинец") с комбинированным минно-торпедным вооружением. Они предназначались для постановки минных заграждений на фарватерах, в узкостях и в местах предполагаемого развертывания кораблей противника, а также для нанесения ударов по кораблям и транспортам с использованием торпедного и артиллерийского вооружения. Это были первые подводные лодки - минные заградители советской постройки.

Подводные лодки типа "Ленинец" имели нормальное водоизмещение около 1039 т, несли на борту 12 торпед (шесть в носовых торпедных аппаратах и шесть запасных), от 14 до 28 мин (в зависимости от длины мин). Мины находились внутри прочного корпуса в двух трубах. Трубы проходили через кормовую концевую переборку и закрывались герметичными крышками. Мины могли оставаться сухими до момента их постановки. Сбрасывали мины специальным тросовым толкающим устройством.Сухой способ хранения, в отличие от первого отечественного минного заградителя "Краб", на котором мины размещали в надстройке, обеспечивал их постоянную готовность к постановке и облегчал уход за ними. Лодки вооружали артиллерийскими установками 100- и 45-мм калибра.

Подводная лодка была полуторакорпусной, благодаря чему упрощалась технология сборки корпуса и увеличивалась остойчивость в надводном положении. Вместо веретенообразной формы прочного корпуса, примененной на "Декабристе", прочный корпус на "Ленинце" был впервые выполнен в виде сочетания цилиндра в средней части с конусами в оконечностях, что существенно упрощало постройку.

Лодка разделялась переборками на шесть отсеков. Впервые были применены стальные трубы торпедных аппаратов взамен литых бронзовых. Торпедные аппараты имели жесткое крепление к концевым переборкам на фланцах и заклепках. Это позволило упразднить дейдвудные трубы в носовой и кормовой дифферентных цистернах. Кингстоны и клапаны вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционные пневматические и местные ручные приводы. Дополнительно к цистернам главного балласта имелись палубные цистерны и цистерна быстрого погружения.

На подводных лодках типа "Л" не сразу была решена проблема, связанная с размещением аккумуляторных батарей. Поначалу, в целях выигрыша в габаритах жилых помещений, аккумуляторные батареи устанавливали в открытых ямах, закрывавшихся сверху съемными деревянными щитами, которые служили одновременно полом жилых помещений. Батарейная вентиляция была принята общеямовой. Такое конструктивное решение оказалось неудачным, так как не обеспечивало эффективную вентиляцию электрических батарей, в отсеках происходило скопление водорода до опасных концентраций. Вследствие этого на подводных лодках произошло несколько взрывов.

Аккумуляторные ямы на подводных лодках II серии были переделаны на изолированные с усиленной вентиляцией батарей, а позже был установлен прибор каталитического окисления водорода, разработанный инженерами М. М. Четвертаковым и Е. Н. Гурфейном. Прибор предотвращал повышение концентрации водорода в отсеках до опасных значений.

К недостаткам лодок типа "Л" следует отнести длительность времени погружения и всплытия. Переход из надводного положения в подводное при одновременном заполнении всего балласта занимал около трех минут. Время продувания средней цистерны составляло одну минуту десять секунд.

Совершенствование минных заградителей до войны не прекратилось. Для Северного, Балтийского и Черноморского флотов в 1938 г. было заложено шесть подводных минных заградителей, проект которых получил название XIII-1938 серии. В основе это были те же подводные лодки, что и XIII серии, однако на них устанавливали дизели марки 1Д, применили резиновую амортизацию при установке значительной части механизмов, количество мин в каждой минной трубе вновь довели до 10. Дизели марки 1Д были четырехтактные, восьмицилиндровые, с газотурбинным наддувом системы Бюхи, мощностью 2000 л. с. при 470 об/мин. Новые дизели дали возможность получить наибольшую надводную скорость 18 уз.

Подводная лодка "Л-25" была заложена 23.10.1938 года на заводе №198 (им. Марти) в Николаеве. 26.02.1941 года лодка была спущена на воду.

22 июня 1941 года "Л-25" встретила под командованием капитана-лейтенанта Никифорова Михаила Ивановича в составе Отдельного Дивизиона ПЛ ЧФ у достроечной стенки в Николаеве при готовности 63,2%. 11 августа 1941 при приближении фронта к Николаеву лодку перевели сперва в Очаков, а затем в Севастополь, Туапсе, Поти.

Денег на достройку лодки не нашлось, и мощностей небольшого судоремонтного завода в Поти не хватало, поэтому 1 декабря 1941 "Л-25" законсервировали и поставили на отстой в Очамчире. 7 января 1942 штаты на лодке закрыли.

Только через три года было принято решение о достройке корабля. К тому времени боевые действия на Черном море закончились, но минная опасность существовала.

18 декабря 1944 года началась буксировка "Л-25" в Севастополь (по другим данным в Поти). Вскоре море заштормило и маломощный буксир "СП-31", за которым шла лодка, перестал выгребать против волны, а когда на нем стало заканчиваться горючее, отдал буксирный трос и направился за помощью, оставив лодку в двух милях у устья реки Хопи.

19 декабря на помощь "Л-25" вышел сторожевой корабль "Шквал", который продолжил буксировку, но к этому времени через неплотно закрытые крышки торпедных аппаратов внутрь лодки стала поступать вода. "Л-25" получила дифферент на нос, лодка все хуже всходила на волну, а вскоре начала принимать положение близкое к вертикальному.

Вскоре "Л-25" затонула в 15 милях от мыса Пицунда. "Шквалу" ничего не оставалось делать, как снять с нее экипаж. Поскольку глубина в месте гибели лодки составляет 633 метра, то поднимать ее не стали.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте