Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка "Л-4"  
 
Подводная лодка "Л-4"
 
Подводная лодка "Л-4"
 
Подводная лодка "Л-4"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1038,3/1330 т.
Размеры: длина - 78,5 м, ширина - 7,2 м,осадка - 4,2 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 12,5/8,22 узлов.
Дальность плавания: над водой 5300 миль 9 узлах, под водой 135 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х1100 л.с. дизеля, 2х650 л.с. электромотора.
Вооружение: 6 носовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 20 мин, 1 100-мм орудие.
Глубина погружения: до 90 м.
Экипаж: 55 чел.

История:
Эскизный проект этого типа подводной лодки разрабатывался в НТКМ с привлечением инженеров и конструкторов Балтийского завода во главе с Б. М. Малининым. Перед разработкой эскизного проекта на совещании в НТКМ, в работе которого участвовали подводники-тактики, представители плавсостава и группа конструкторов, обсуждался вопрос о том, какими должны быть подводные минные заградители. Совещание высказывалось за то, чтобы подводные лодки этого типа наряду с минным оружием имели также достаточно сильное торпедное и артиллерийское вооружение для ведения боевых действий против кораблей и транспортов. Это мнение было подтверждено командованием Военно-Морских Сил. По настоянию НТКМ дальнейшая разработка проекта была поручена Балтийскому заводу.

В 1929-1930 гг. по этому проекту были заложены подводные лодки II серии типа "Л" (по названию головной подводной лодки "Ленинец") с комбинированным минно-торпедным вооружением. Они предназначались для постановки минных заграждений на фарватерах, в узкостях и в местах предполагаемого развертывания кораблей противника, а также для нанесения ударов по кораблям и транспортам с использованием торпедного и артиллерийского вооружения. Это были первые подводные лодки - минные заградители советской постройки.

Подводные лодки типа "Ленинец" имели нормальное водоизмещение около 1039 т, несли на борту 12 торпед (шесть в носовых торпедных аппаратах и шесть запасных), от 14 до 28 мин (в зависимости от длины мин). Мины находились внутри прочного корпуса в двух трубах. Трубы проходили через кормовую концевую переборку и закрывались герметичными крышками. Мины могли оставаться сухими до момента их постановки. Сбрасывали мины специальным тросовым толкающим устройством.Сухой способ хранения, в отличие от первого отечественного минного заградителя "Краб", на котором мины размещали в надстройке, обеспечивал их постоянную готовность к постановке и облегчал уход за ними. Лодки вооружали артиллерийскими установками 100- и 45-мм калибра.

Подводная лодка была полуторакорпусной, благодаря чему упрощалась технология сборки корпуса и увеличивалась остойчивость в надводном положении. Вместо веретенообразной формы прочного корпуса, примененной на "Декабристе", прочный корпус на "Ленинце" был впервые выполнен в виде сочетания цилиндра в средней части с конусами в оконечностях, что существенно упрощало постройку.

Лодка разделялась переборками на шесть отсеков. Впервые были применены стальные трубы торпедных аппаратов взамен литых бронзовых. Торпедные аппараты имели жесткое крепление к концевым переборкам на фланцах и заклепках. Это позволило упразднить дейдвудные трубы в носовой и кормовой дифферентных цистернах. Кингстоны и клапаны вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционные пневматические и местные ручные приводы. Дополнительно к цистернам главного балласта имелись палубные цистерны и цистерна быстрого погружения.

В качестве главных двигателей были применены дизели типа 42БМ6 поставки Коломенского завода мощностью 1100 л.с. при 425 об/мин. Гребные электродвигатели были двухъякорные мощностью 650 л. с. (по 325 л.с. на якорь). Для экономического подводного хода применялись отдельные электродвигатели мощностью 30 л.с. при 800 об/мин, работавшие на гребной вал через зубчатую передачу.

На подводных лодках типа "Л" не сразу была решена проблема, связанная с размещением аккумуляторных батарей. Поначалу, в целях выигрыша в габаритах жилых помещений, аккумуляторные батареи устанавливали в открытых ямах, закрывавшихся сверху съемными деревянными щитами, которые служили одновременно полом жилых помещений. Батарейная вентиляция была принята общеямовой. Такое конструктивное решение оказалось неудачным, так как не обеспечивало эффективную вентиляцию электрических батарей, в отсеках происходило скопление водорода до опасных концентраций. Вследствие этого на подводных лодках произошло несколько взрывов.

Аккумуляторные ямы на подводных лодках II серии были переделаны на изолированные с усиленной вентиляцией батарей, а позже был установлен прибор каталитического окисления водорода, разработанный инженерами М. М. Четвертаковым и Е. Н. Гурфейном. Прибор предотвращал повышение концентрации водорода в отсеках до опасных значений.

К недостаткам лодок типа "Л" следует отнести длительность времени погружения и всплытия. Переход из надводного положения в подводное при одновременном заполнении всего балласта занимал около трех минут. Время продувания средней цистерны составляло одну минуту десять секунд.

Подводная лодка "Л-4" была заложена 15 марта 1930 года на заводе №198 (им. Марти) в Николаеве. 31 августа 1931 года лодка спущена на воду.

Несмотря на то, что в ходе испытаний "ленинцев" были выявлены некоторые серьезные недостатки, особенно нарекания моряков вызвали низкое качество аккумуляторных батарей и плохая система вентиляции, по указанию руководства УВМС подводные лодки второй серии все же были приняты от промышленности. 8 октября 1933 года "Л-4" вступила в строй и 14 октября вошла в состав Морских Сил Черного моря. Первым командиром корабля назначен П.И.Болтунов.

28 августа 1934 года на "Л-4" произошла авария, приведшая к человеческим жертвам. Лодка шла в подводном положении, когда из-за неправильной системы вентиляции аккумуляторных ям во втором отсеке произошел взрыв гремучего газа. Пять человек при этом погибло, еще одиннадцать получили ранения. В момент аварии на "Л-4" находилось 78 человек, и только умелые действия командира корабля предотвратили более серьезные последствия.

22 июня 1941 года "Л-4" встретила под командованием капитана-лейтенанта (впоследствии капитана 3, 2 ранга) Полякова Евгения Петровича в составе 1 дивизиона 1 бригады ПЛ ЧФ, находясь в капитальном ремонте в Севастополе. Спешно закончив ремонт и пройдя ускоренный курс боевой подготовки в августе 1941 года "Л-4" приступила к выполнению минных постановок.

Всего в 1941 году "Л-4" семь раз выходила на минные постановки, выставив в районе Мангалии, восточнее мыса Олинька и на подходах к Варне в общей сложности 140 мин, на которых 15 сентября 1941 года подорвался и погиб болгарский пароход "Шипка" (2.304 брт), (по некоторым данным жертвой мин "Л-4" 11 октября 1941 года стало вспомогательное судно "FR-12" в 22 брт). За время этих походов "Л-4" выходила в торпедную атаку только один раз. 5 октября 1941 года у Мангалии две торпеды с "Гарибальдийца" прошли мимо румынского эсминца.

12 декабря 1941 года находясь на позиции в районе Варны "Л-4" подорвалась на мине и получила повреждения корпуса и механизмов, но осталась в указанном районе до конца назначенного срока. С приходом на базу подводная лодка встала на ремонт, который продлился 4 месяца.

В мае 1942 года "Л-4" привлекают к снабжению Севастополя. Всего "Гарибальдиец" совершил 7 прорывов в осажденный город, доставив его героическим защитникам 160 тонн боеприпасов, 290 тонн продовольствия, 27 тонн бензина. Лодка доставила в Черноморскую твердыню 7 человек, эвакуировав на Кавказ 243 человека. Во время одного из походов, от искры стоявшего рядом катера, у борта "Л-4" воспламенились пары бензина. К счастью, пожар был быстро потушен без жертв среди личного состава и материального ущерба.

В августе-сентябре 1942 года "Л-4" снова привлекают к минным постановкам. Лодка успешно справилась с задачей, выставив у побережья Крыма 40 мин. 23 октября 1942 года "Л-4" награждена Орденом Красного Знамени, став первой краснознаменной подводной лодкой Черноморского флота.

В декабре 1942 - марте 1943 года ПЛ совершила три выхода на позицию, которые не принесли результатов. В майском, 1943 года походе "Л-4" имела боевое соприкосновение с противником, 22 мая у южного берега Крыма безрезультатно атаковав тремя торпедами вражеский конвой. На следующий день "Л-4", не имея возможности занять позицию для торпедной атаки, всплыла и вступила в артиллерийский бой с двумя самоходными баржами противника, добившись попадания в одну из них 100-мм снаряда. (По одним данным это "F-329" (280 т ), по другим - "MFP-239").

В следующем боевом походе, выставив 18 июля 1943 года 20 мин у Евпатории, лодка прибыла в заданный район, 22 июля артиллерийским огнем потопила турецкие парусно-моторные шхуны "Hudayi Bahri" (29 брт) и "Tayyari" (409 брт), а на следующий день шхуну "Gurpinar", около 100 брт, (по другим данным атаки произошли 23 и 24 июля соответственно). Больше в 1943 году "Л-4" в море не выходила и только с началом освобождения Крыма "Гарибальдиец" вышел на позицию с задачей нарушения коммуникаций противника на линии Севастополь - Констанца. Проведя три торпедных атаки "Л-4" 11 мая 1944 года добилась попадания одной торпеды (из четырехторпедного залпа) в транспорт "Фридерикс" (7327 брт) из состава конвоя, шедшего в Севастополь. Взрыв торпеды пришелся на машинное отделение судна, полностью уничтожив машину. Экскорт сбросил на "Л-4" 67 глубинных бомб, которые не нанесли подводной лодке никакого вреда, а транспорт, который полностью лишился хода, немцам пришлось буксировать обратно в Констанцу. Торпедирование "Фридерикса" нанесло ощутимый удар по эвакуации противника из Крыма, так как могло принять на борт до 10000 человек.

15 мая 1944 года "Л-4" благополучно завершила свой последний боевой поход вернувшись на базу. В сентябре 1944 года боевые действия на Черном море закончились. Командира "Л-4" капитана 2 ранга Полякова в середине июня 1944 года назначили командиром дивизиона подводных лодок, а на его место 15 сентября 1944 года пришел капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Горбатский Степан Петрович. Один из членов экипажа "Л-4" боцман Петров Иван Степанович удостоен звания Героя Советского Союза.

16 июня 1949 года лодка получила обзначение "Б-34". 2 ноября 1954 года она была выведена из боевого состава для использования в учебных целях и передана Севастопольскому Высшему Военно-Морскому Инженерному Училищу.

17 февраля 1956 года подводная лодка разоружена и вскоре разделана на металл на базе "Главвторчермета" в Севастополе.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте