Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка "М-105"  
 
Подводная лодка "М-105"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 206/256 т.
Размеры: длина - 44,5 м, ширина - 3,3 м, осадка - 2,58 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14/8,2 узлов.
Дальность плавания: над водой 3440 миль при 9 узлах, под водой 110 миль при 2,8 узлах.
Силовая установка: дизель 800 л.с., электромотор 400 л.с.
Вооружение: 2 носовых 533-мм торпедных аппарата (2 торпеды), 1 45-мм орудие 21-К.
Глубина погружения: до 60 м.
Экипаж: 20 человек.

История подлодки:
Подводная лодка типа "М", XII серия.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские проработки, выполненные с учетом проектирования, постройки и особенно эксплуатации подводных лодок VI и VI бис серий, привели к заключению, что за счет небольшого увеличения основных размерений и водоизмещения ПЛ VI серии можно создать малую подводную лодку с более высокими тактико-техническими характеристиками. Несколько вариантов эскизного проекта такого корабля было предложено Научно-исследовательским институтом военного кораблестроения (конструктор - офицер П. Н. Сердюк). Один из вариантов послужил основой для разработки общего проекта и рабочих чертежей подводной лодки XII серии, явившейся дальнейшим развитием подводных лодок VI серии.

Подводная лодка была одновальной, однокорпусной (корпус - цельносварной), имела шесть отсеков и водоизмещение, на 45-50 т больше, чем у своих предшественниц. Мощность главного двигателя 38КВ на ПЛ XII серии была доведена до 800 л. с., мощность главного электродвигателя ПГ12 и емкость аккумуляторных батарей увеличены вдвое по сравнению с ПЛ VI и VI бис сериями.

Вынесенный в рубку перископ допускал наблюдение за поверхностью моря, как из рубки, так и из центрального поста. Увеличивалась глубина погружения под перископом. Число спальных мест на корабле было доведено до 14, усилены средства вентиляции.

За счет этих и других конструктивных мер на подводной лодке XII серии удалось добиться более высоких боевых качеств по сравнению с прежними "М" сериями. В числе главных изменений следует выделить: сокращение времени погружения в подводное положение при заранее открытых кингстонах и заполненной цистерне быстрого погружения с 80 до 47 с; сокращение времени продувания цистерн главного балласта в перископном положении до 3 минут, увеличение скорости надводного и подводного хода, а также дальности плавания, возросшее заглубление лодки в перископном положении и надежность эксплуатации судовых систем, улучшение обитаемости.

Подводная лодка XII серии делилась пятью водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков: I - торпедный, II - носовой аккумуляторный, III - центральный пост с боевой рубкой, IV - кормовой аккумуляторный, V - дизельный, VI -электромоторный. Причем центральный пост являлся отсеком-убежищем, его межотсечные переборки имели сферическую форму и рассчитывались на давление до 5 кг/кв. см (это соответствует глубине погружения 50 м). Остальные водонепроницаемые переборки - плоские, рассчитанные на давление 1 кг/кв.см (глубина 10 метров, толщина металла плоских переборок 5 мм).

В плоских переборках для прохода личного состава из отсека в отсек имелись двери с тремя системами запоров. В повседневной обстановке двери просто захлопывались на защелку. По боевой тревоге они задраивались на клиновые запоры, которые обеспечивали герметичность, но при необходимости позволяли быстро их отдраить. В случае затопления смежного отсека дверь дополнительно могла быть обтянута с помощью винтовых запоров-барашков. В сферических переборках существовали круглые лазы, закрываемые крышками - получался как бы люк, повернутый на 90 гр. Кроме защелки, крышка закрывалась на кремальерный замок. Он позволял быстро задраить лаз поворотом одной рукоятки.

Подводных лодок XII серии было построено 46 (14 на заводе в Ленинграде и 32 - на заводе "Красное Сормово". Взамен сложных и недостаточно надежных испытаний наружным давлением в док-камере, которым подвергали корпуса подводных лодок VI, VI бис и первых ПЛ XII серии, были проведены натурные испытания подводной лодки погружением ее на глубину 70 м. Эта глубина превышала на 10 м предельную. Погружение производили на гинях спасательного судна "Коммуна". Поскольку прочный корпус подводной лодки в ходе этого погружения успешно выдержал нагрузку, превышающую нагрузку предельной глубины погружения, от испытаний корпусов подводных лодок XII серии наружным давлением в дальнейшем отказались. Испытания прочности корпусных конструкций производили лишь внутренним давлением.

Боевые качества, вложенные в корабли этого проекта при их создании, подтвердились в ходе Великой Отечественной войны. Четыре подводные лодки XII серии за успешные боевые действия получили звание гвардейских, две награждены орденами Красного Знамени, одна - удостоена звания гвардейской Краснознаменной.

Подводная лодка "М-105" была заложена 30 октября 1940 года в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово").

2 сентября 1942 года была отправлена по железной дороге в Молотовск (Северодвинск) на завод № 402 для достройки, куда прибыла 08 октября 1942 года. 30 сентября 1942 года спущена на воду, 21 апреля 1943 года её было присвоено название "Челябинский комсомолец". 17 марта 1943 года вошла в состав Северного флота

С апреля 1943 года по апрель 1944 года участвовала в боевых действиях на Северном флоте, совершила 9 боевых походов.

12 мая 1944 года была отправлена по железной дороге в Поти, куда прибыла 08 июня 1944 года. 9 июля 1944 года вошла в состав Черноморского флота, зачислена в ОУДПЛ.

17 августа 1953 года была выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную ПЛ. 10 июня 1955 года подводная лодка "М-105" была исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте