Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка "М-239"  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 281/351 т.
Размеры: длина - 50,5 м, ширина - 4,4 м, осадка - 2,81 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 15,5/7,9 узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль при 8 узлах, под водой 85 миль при 2,9 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля, 1200 л.с., 2 электродвигателя, 436 л.с.
Вооружение: 4 носовых 533-мм торпедных аппарата (4 торпеды), 1 45-мм орудие 21-К.
Глубина погружения: до 70 м.
Экипаж: 32 человека.

История:
Подводная лодка типа "М", XV серия.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские проработки, выполненные с учетом проектирования, постройки и особенно эксплуатации подводных лодок VI и VI бис серий, привели к заключению, что за счет небольшого увеличения основных размерений и водоизмещения ПЛ VI серии можно создать малую подводную лодку с более высокими тактико-техническими характеристиками. Несколько вариантов эскизного проекта такого корабля было предложено Научно-исследовательским институтом военного кораблестроения (конструктор - офицер П. Н. Сердюк). Один из вариантов послужил основой для разработки общего проекта и рабочих чертежей подводной лодки XII серии, явившейся дальнейшим развитием подводных лодок VI серии.

Однако несмотря на удовлетворительные характеристики кораблей XII серии, они по сути оставались подводными лодками, предназначавшимися для действий в районе своих баз, а не на коммуникациях противника. Конечно, нужно было увеличивать дальность плавания и автономность, но существовало ещё два принципиальных вопроса, "не выпускавших малютку в дальнее плавание". Речь идёт об одновальной энергетической установке и о наличии всего двух торпед на борту. Первое значительно снижало живучесть подлодки в целом, а второе - её эффективность, так как стрельба одиночной торпедой имела сравнительно малую вероятность успеха, а стрельба залпом сразу заставляла "малютку" возвращаться в базу, оставляя без контроля назначенный район или участок коммуникаций противника. Всё это стало очевидным ещё в предвоенные годы и полностью подтвердилось в ходе войны.

Работы над проектом новой "малютки", впоследствии обозначенной как XV серия или проект 96, начались в 1938 г. В октябре 1939 г. завершили технический проект и в декабре того же года представили его на утверждение в ЦК ВКП(б) и Комитет Обороны.

В отличии от предыдущих "малюток" новая подлодка стала полуторакорпусной с булями как у кораблей типа "Щ". Внутреннее расположение всех приборов и механизмов отличала продуманность, чему во многом способствовало полномасштабное макетирование. В качестве главных двигателей надводного хода установили новые дизели марки 11Д, а в качестве двигателей подводного хода - электромоторы типа ПГ17. В результате суммарная мощность главных дизелей надводного хода двухвальной пдлодки возросла в 1,5 раза, надводная скорость увеличилась на 1,8 уз, дальность плавания экономической скоростью в надводном положении - более чем на 1000 миль. Представилась возможность разместить в носовом отсеке 4 торпедных аппарата, оснащенные приводами для установки глубины хода торпеды и ее гироскопического прибора Обри. Все судовые системы и устройства спроектировали заново с учётом опыта постройки подводных лодок всех предыдущих серий. В итоге значительно повысилась живучесть ПЛ, ее боеспособность, улучшились условия обитаемости личного состава. В 1,5 раза увеличилась автономность плавания - до 15 суток. Вместе с тем подводные лодки типа "М" серии XV по прежнему остались транспортабельными по железной дороге. Требовалось лишь снять бортовые були, которые затем приваривались на их корпусах. Для перевозки подлодок были построены специальные 240-тонные железнодорожные транспортеры (каждый из 4-х тележек-платформ).

Всего планировалось строительство 22 подводных лодок на заводе № 196 и "Красное Сормово". До начала войны на заводе № 196 в Ленинграде заложили 7 корпусов (все в 1940 г.), на заводе "Красное Сормово" в Горьком - 8 (все в 1941 г.). Четыре подлодки спущенные на воду в Ленинграде с началом войны отправили на Каспий, где их достраивали на заводе № 638 в Астрахани. Оставшиеся три "малютки" ленинградцы достроили уже после войны. Завод "Красное Сормово" четыре своих подлодки передал в Молотовск (ныне Северодвинск) на завод № 402, но там их достроить во время войны не смогли и лишь после её окончания сдали флоту одну "малютку". Ещё один корпус завод превратил в нефтехранилище, впоследствии его сдали на металл. Оставшиеся две лодки после войны передали в Ленинград на завод № 196, где их и достроили в 1947 г. Туда же, в Ленинград, перевели хранившиеся всю войну в Горьком ещё четыре подлодки Сормовского завода. Таким образом из 22 планировавшихся к постройке подводных лодок XV серии, сдали флоту только 14 (4 во время войны и 10 уже в послевоенные годы), ещё 7 подлодок, назначенные постройкой на заводе № 196, так и не заложили. Но в 1947 г. серия получила "второе дыхание" и на заводе № 196 до 1953 г. строят ещё 43 подводные лодки этого типа.

Подводная лодка "М-239" была заложена 07.06.1947 г. в Горьком на ССЗ №112 (зав. №375), затем была переведена для достройки в Ленинград на ССЗ №196, и 02.10.1948 г. была спущена на воду. Вступила в строй 17.07.1949 г.

14.12.1950 г. была перечислена в состав Черноморского флота. Базировалась на Балаклаву, входила в состав 151 БрПЛ 21 ДиПЛ.

15.10.1955 г. подлодка была перечислена в состав Балтийского флота, куда она была перевезена по железной дороге.

22.11.1960 г. подводная лодка "М-239" была исключена из боевого состава отечественного ВМФ, передана ДОСААФ (Ленинград) для учебных целей.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте