Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка "С-229" ("УТС-247")  
 
УТС-247
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1080/1350 т.
Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 4,55 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 узлов.
Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная 200 м.
Дальность плавания: над водой 13000 миль, под водой 353 миль.
Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя, 2х50 л.с. электродвигателя экономического хода
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, опытные ракетные пусковые установки.
Экипаж: 52 чел.

История:
Подводная лодка пр.В613

Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР подлодка пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего водоизмещения, разрабатывавшегося в 1942-1944г. В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей характеристики, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над пр.608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.), Главком ВМФ утвердил задание на проектирование подлодки проекта 613. В нём было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн.

Проектирование поручили ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов, а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано задание на пр.613, а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден Советским правительством. При разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного хода увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре носовых 533-мм торпедных аппарата и два кормоаых 533-мм торпедных аппарата. Количество запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед. Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально размещалось артиллерийское вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех подлодок пр.613 было снято.

По конструкции это была двухкорпусная подводная лодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих "восьмерку", причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10 цистерн главного балласта, размещенных в легком корпусе. Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные. Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой оконечности корабля.

Главная энергетическая установка лодки включала двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и число цилиндров. Имелось также устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном кораблестроении. Механизмы линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные текстропные передачи и фрикционные муфты экономического хода.

Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены сточные баллоны.

Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным методом с широким использованием автоматической сварки. Всего предполагалось построить 340 подлодок этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности постройки в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве и надежная дизельная подводная лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи и техническая документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю.

Лодки этого проекта использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые из них получили на вооружение крылатые и баллистические ракеты.

Подводная лодка "С-229" была заложена 25.06.1954 г. в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе (заводской номер 201) по проекту 613. Спущена на воду 25.06.1955 г., вступила в строй 25.09.1955 г.

В ходе службы эта подлодка была переоборудована из проекта 613 в опытовую лодку для проведения испытаний по подводному старту макетов С4.5 баллистических ракет Р-11ФМ - проект В613. Она переоборудовалась на заводе №444 в Николаеве по проекту ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н. Исанин). В ходе модернизации на лодке в районе миделя были установлены побортно две ракетные шахты. Старт производился с глубин 15-20 метров при скорости хода лодки 3-4 узла. С февраля по апрель 1958 на втором этапе испытаний проводились бросковые испытания макетов С4.5 - три пуска с погружаемого стенда и четыре - с подводной лодки.

Впоследствии "С-229" была переоборудована из проекта В613 в опытовую лодку для проведения испытаний по подводному старту баллистических ракет Р-21 - по проекту 613Д4. С мая 1960 по октябрь 1961 года было произведено восемь пусков макетов с погружаемого стенда ПСД-4 и три с подводной лодки. Положительные результаты позволили в 1962 году приступить к летно-конструкторским испытаниям ракеты Р-21. На них ушел почти весь 1962 год. Испытания прошли успешно: из 15 пусков 12 были успешными. В результате, не ожидая окончания летно-конструкторских испытаний, перешли к следующему этапу - совместным испытаниям ракеты в составе комплекса Д-4 и подводной лодки. Совместные испытания оказались на редкость удачными - все 12 пусков прошли успешно. В мае 1963 года комплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят на вооружение.

На этом модернизации подлодки "С-229" не закончились. В соответствии с Постановлением СМ №316-137 от 04.06.1961 г. была начата разработка нового комплекса Д-7 с твердотопливной ракетой РТ-15М. ЦКБ-16 выполнило проект 613Д7 и концу 1962 году отправило документацию на завод №444. В июле 1963 г. подлодка "С-229" была переоборудована из проекта 613Д4 в опытовую лодку для проведения испытаний по подводному старту баллистических ракет комплекса Д-7 (проект 613Д7). Испытания ракет Р-15М сильно отставали от графика. Поэтому, а также в связи с началом проектирования другого комплекса (Д-5) решением Комиссии по военно-промышленным вопросам ВСНХ СССР от 24.03.1964 г. все изыскания по комплексу Д-7 были прекращены. К этому времени подводная лодка проекта 613Д7 была фактически подготовлена к испытаниям ракет, но в связи с закрытием темы ее возвратили на завод для демонтажа оборудования.

Дальше постановлением Совета Министров №386-179 от 24.04.1962г. было принято решение о разработке малогабаритной ракеты Р-27 комплекса Д-5 для вооружения атомных подводных лодок проекта 667А. В ноябре 1963 года тот же завод №444 получил от ЦКБ-16 проектную документацию на переоборудование опытной ПЛ проекта 613Д7 в проект 613Д5 для испытаний макетов ракет Р-27.

Лодка была сдана заказчику 23.12.1965 г. С января 1967 г. начались испытания натурных макетов 4К-10 ракет Р-27 с подводной лодки проекта 613Д5 - "С-229". Проверялось поведение ракеты при выходе из под воды на начальный участок воздушной траектории на подводном ходу лодки и функционирование всех систем, обслуживающих ракету. Первый пуск натурного макета, произведенный 18.01.1967 г. с глубины 45 м при скорости хода 3 узла, волнении моря 3 балла и скорости ветра 7-8 баллов прошел нормально. 10.08.1967 г. был произведен последний, шестой пуск с подлодки "С-229".

А лодка с 1970 г. стала учебно-тренировочной станцией "УТС-247, верой и правдой служила и служит для отработки практических навыков экипажей по борьбе за живучесть и выходу их из затонувшей подлодки.

В настоящее время входит в состав 247-го отдельного дивизиона подводных лодок ЧФ РФ с базированием на бухту Южная, Севастополь.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте