Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка C-32  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 837/1084,5 т.
Размеры: длина 77,7 м, ширина 6,4 м,осадка 4,35 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 19,8/8,9 узлов.
Дальность плавания: над водой 8170 миль 9,7 узлах, под водой 140 миль при 2,9 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля по 2000 л.с., 2 электромотора по 550 л.с.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (12 торпед), 1 100-мм, 1 45-мм орудия.
Глубина погружения: до 100 м.
Экипаж: 46 человек.

История:
Подводная лодка типа "С", IX-бис серия.

По архитектуре эти субмарины представляли собой полуторакорпусные подводные лодки смешанной конструкции, у которых прочный корпус был клепаным, а легкий - сварным. "Эска" имела семь отсеков; три из них являлись отсеками-убежищами и отделялись сферическими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление 10 атмосфер. Конструкцию прочного корпуса отличала высокая технологичность - главным образом, за счет отказа от разноса стыков и пазов и упрощенной формы цилиндрических и конических секций. Прочная рубка была овальной, благодаря чему уменьшалась ее ширина и, соответственно, сопротивление воды при движении под водой.

Система всплытия подлодки при своей простоте отличалась высокой эффективностью. Балластные цистерны осушались не насосами, а отработанными газами дизелей или сжатым воздухом системы аварийного продувания. Все цистерны главного балласта, кроме кормовой, оснащались кингстонами оригинальной схемы.

Главные электродвигатели на всех "эсках" были отечественного производства - двухякорные электромоторы ПГ72/35 Ленинградского завода "Электросила" мощностью по 550 л.с. при 275 об/мин. Аккумуляторная батарея включала в себя 124 элемента типа "С".

Торпедное вооружение - шесть 533-мм аппаратов: четыре носовых и два кормовых. Длина каждого - 7,7 м, толщина стенок трубы - 9 мм. Выстрел торпедой допускался с глубины до 15-17 м, после модернизации в послевоенное время - до 30 м. Основным оружием "эсок" в годы Великой Отечественной войны были 533-мм двухрежимные парогазовые торпеды 53-38. Артиллерийское вооружение подлодок типа "С" - 100-мм артустановка Б-24-ПЛ и зенитный 45-мм полуавтомат 21-К.

Маневренные качества подводных лодок типа "С" считались вполне удовлетворительными. На полном ходу в надводном положе­нии субмарина разворачивалась на 180° примерно за 3 мин; диаметр циркуляции при этом составлял 1,7 кбт. На экономическом ходу тот же маневр выполнялся за 4 мин. Под водой лодка разворачивалась на 180° при положении руля 15° на 6-узловой скорости за 9 мин, на 3-узловой скорости - за 12 мин; диаметр циркуляции при этом составлял соответственно 5 и 5,6 кбт. Время перехода из крейсерского положения в позиционное занимало 25 с, из позиционного в боевое -15-20 с, из крейсерского в боевое - 48-50 с.

Заложена 15.10.1937 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 27.04.1939 г., вступила в строй 19.06.1940 г. и 25.06.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ.

Участвовала в Великой Отечественной войне. В своем первом боевом походе С-32 (командир - капитан-лейтенант С.К. Павлен­ко) несла дозорную службу в районе мыса Сарыч (15.7-5.8.1941). Вскоре после возвращения она была направлена к мысу Эмине (25.8-8.9.1941), где с нее на вражескую территорию была высажена группа болгарских коммунистов. Днем 31-го "эска" попыталась выйти в атаку на небольшой конвой, но ее обнаружил и атаковал гидросамолет. В ночь на 6 сентября она едва не столкнулась с эскортом танкеров "Тампико" и "Суперга". Обнаружив дым, Павленко объявил боевую тревогу, решив стрелять из надводного положения. Старшина, несший вахту в центральном посту, не понял команду и открыл кингстоны и вентиляцию цистерн главного балласта. Командир поздно заметил погружение лодки и приказал всплывать, когда вода уже подступила к рубочному люку. В последний момент Павленко успел спрыгнуть вниз и задраить люк, оставив на мостике четырех человек верхней вахты. Через полторы минуты С-32 вновь всплыла, но вахтенных на поверхности не оказалось.

В третьем походе (10-19.10.1941) Павленко наблюдал, как румынские корабли ставили мины у мыса Эмине (впоследствии на них погибла С-34), но не смог выйти в атаку из-за невыгодного курсового угла. Затем С-32 привлекалась к обстрелу крым­ского побережья, а после ремонта совер­шила один безрезультатный поход в район Ахтебол (7-25.3.1942). В апреле субмарина опять ремонтировалась, и с конца мая вошла в состав сил, выделенных для снабжения Севастополя. Начав свои транспортные рейсы одновременно с лодкой Белорукова С-31; С-32 до 20 июня успела совершить на один поход больше. Секрет заключался в следующем: она выходила из баз в темное время суток и благодаря высокой скорости хода успевала до рассвета отойти далеко от берега. Днем она так­же продолжала следовать в надводном положении, в связи с чем затрачивала на рейс от 17 до 22 часов - в среднем на треть меньше, чем другие субмарины. Всего С-32 доставила в осажденный город 320 т боеприпасов, 160 т продовольствия и бензина, а также вывезла 140 человек.

В свой последний поход лодка отправилась из Новороссийска 26 июня в 9.18. В Севастополь она не пришла. Можно предположить, что корабль Павленко стал жертвой внезапного авиа­налета,

26.06.1942 г. вероятнее всего была атакована в районе мыса Айтодор самолетами немецкой 100-й бомбардировочной авиационной эскадры на переходе из Новороссийска в Севастополь, а перевозимый "эской" груз (40 т боеприпасов и 30 т бензина) способствовал ее быстрой гибели. На борту С-32 находилось 55 человек.

1.07.1942 г. С-32 была исключена из состава ВМФ.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте