Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка "С-36"  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1330/1730 т.
Размеры: длина - 76,8 м, ширина - 7,3 м, осадка - 5,5 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16/13 узлов.
Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная 200 м.
Дальность плавания: над водой 9000 миль, под водой 350 миль.
Силовая установка: дизель-электрическая, 2 дизеля 37Д по 2000 л.с., два гребных электродвигателя ПГ-101 по 1350 л.с., 2 электродвигателя экономического хода ПГ-103 по 50 л.с., 2 вала.
Вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов в носу, 2 533-мм торпедных аппарата в корме, боезапас 14 торпед.
Экипаж: 52 чел.

История подлодки:
Подводная лодка пр.633

Проектирование ПЛ пр.633 было начато по Постановлению Совета Министров №1454-808 от 09.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А. Дерибин, заместителями - А.К. Назаров и Е.В. Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И. Чуфрин.

Подводная лодка пр.633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к подлодкам пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует подлодкам пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик. Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) - для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении. Размерения лодки проектировались с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках.

Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование. В первом отсеке (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта. Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды.

В третьем отсеке (центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас. В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды. Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C, станции Накат, перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции Флаг.

В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого масла. В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной воды.

В шестом отсеке (электромоторном ) расположены: два главных гребных электродвигателя ПГ-101 со щитами управления, два электродвигателя экономического хода ПГ-103 и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной воды. В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос 2П-1 и гальюн с умывальником, цистерны - дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды.

Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5 300 мм в районе центрального поста и 4 900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках. Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту.

Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости. Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзования аппаратов и способом затопления отсека с глубины до 100 метров. Центральный пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров. На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами. Система топлива и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12 м3. Согласно проекту расчетные безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра: при подводном взрыве для прочного корпуса - 1 600 м, для цистерны главного балласта -1 100 - 1 600 м; при воздушном взрыве для цистерны главного балласта - 1 390 - 1 850 м, для надстройки - 1 900 м. В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости подводной лодки, а два кормовых - симметрично относительно диаметральной плоскости, с том растворения между осями труб 3°. Погрузка торпед и мин в подлодку осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам. На ПЛ пр.633 была установлена серийная система ПУТС Ленинград-633. Вырабатываемые системой ПУТС Ленинград-633 данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага) автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится приводом ПУГ вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км). Гребные винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных гребных винтов. Такие винты были установлены на второй ПЛ пр.633 - С-351 и показали неудовлетворительные результаты. Экипаж лодки по штату - 52 человека, в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест.

Головная ПЛ С-350 (зав. N 331) была заложена на стапеле N 3 завода "Красное Сормово" 22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958 г. Государственные испытания С-350 проведены с 21.12.1958 г. по 31.08.1958 г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте.

Всего в 1959-1962 годах на заводе "Красное Сормово" было построено 20 подводных лодок пр.633. По советской документации лодки 633 проекта строились в Китае и Северной Корее. Шесть ПЛ было поставлено в Египет. две - в Болгарию, две - в Алжир, и две - в Сирию. Одна из подлок данного проекта ("С-350") погибла при взрыве 11 января 1962 года. "С-37" в 1967 году переоборудована по пр.6ЗЗЛ для исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических станций. Черноморские подлодки "С-11" и "С-49" были переоборудованы в опытовые ПЛ пр.6ЗЗРВ. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед.

На настоящее время на постсоветском пространстве из всех подводных лодок данного проекта осталась лишь одна ПЛ - черноморская "С-49", переоборудованная в плавучую зарядовую станцию "ПСЗ-50".

Подводная лодка "С-36" (заводской номер 343) была заложена на заводе "Красное Сормово" в Горьком 29.11.1958 г., спущена на воду 27.09.1959 г. Вступила в строй 30.09.1960 г.

Первоначально подлодка 17.12.1960 г. вошла в состав Черноморского флота. Затем подлодка была перечислена в состав Северного флота. Зачислена в состав 49-й БрПЛ 9-й ЭПЛ (г. Видяево).

25.09.1981 г. "С-36" была вновь перечислена в состав Черноморского флота. Базировалась на Балаклаву, какое-то время использовалась в качестве показательной подводной лодки для различных делегаций и экскурсий.

16.12.1986 г. была исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей Болгарии.

В болгарских ВМС получила название "Слава". Это была уже четвертая подлодка данного проекта, переданная Болгарии. В 1998 году штатные аккумуляторы на подлодке были заменены на аккумуляторные батареи VARTA - 2 группы по 112 элементов. По состоянию на конец 2007 года была в строю, с возможностью погружений до 50 м.

Этой подводной лодкой в разное время командовали:
- В.Саломатин;
- Г.Серебрянский.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте