Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка "С-63"  
 
Подводная лодка С-63
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1080/1350 т.
Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 4,55 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 узлов.
Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная 200 м.
Дальность плавания: под водой 353 миль, над водой 13000 миль.
Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя, 2х50 л.с. электродвигателя экономического хода
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались вместо торпед), 1х2 57-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка СМ-24-ЗИФ, 1х2 25-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка 2М-8 (начиная с 1956 года артиллерийское вооружение было снято).
Экипаж: 52 чел.

ТТД после модернизации по пр.666:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1080/1350 т.
Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,3 м, осадка - 4,55 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 18,2/13,1 узлов.
Запас плавучести, %: 27
Начальная метацентрическая высота, м: 0,38
Глубина погружения, рабочая/предельная: 170/200 м.
Глубина погружения, м: 125
Глубина водолазных работ, м: 100
Экипаж: 57 чел.

История подлодки:
Подводная лодка проекта 613 (проекта 666)

Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР подлодка пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего водоизмещения, разрабатывавшегося в 1942-1944г. В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей характеристики, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над пр.608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.), Главком ВМФ утвердил задание на проектирование подлодки проекта 613. В нём было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн.

Проектирование поручили ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов, а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано задание на пр.613, а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден Советским правительством. При разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного хода увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре носовых 533-мм торпедных аппарата и два кормоаых 533-мм торпедных аппарата. Количество запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед. Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально размещалось артиллерийское вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех подлодок пр.613 было снято.

По конструкции это была двухкорпусная подводная лодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих "восьмерку", причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10 цистерн главного балласта, размещенных в легком корпусе. Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные. Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой оконечности корабля.

Главная энергетическая установка лодки включала двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и число цилиндров. Имелось также устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном кораблестроении. Механизмы линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные текстропные передачи и фрикционные муфты экономического хода.

Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены сточные баллоны.

Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным методом с широким использованием автоматической сварки. Всего предполагалось построить 340 подлодок этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности постройки в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве и надежная дизельная подводная лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи и техническая документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю.

Лодки этого проекта использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые из них получили на вооружение крылатые и баллистические ракеты.

Подводная лодка "С-63" была заложена 18.09.1950 г. в Николаеве по пр.613 на Черноморском судостроительном заводе (№ 444), заводской номер 378. Спущена на воду 05.11.1950 г., вступила в строй 06.11.1952 г.

В 1958 г., в соответствии с постановлением СМ СССР №0962-432 был разработан пр.666 переоборудования подводной лодки пр.613 в экспериментальную спасательную подводную лодку (ЭСПЛ) с целью практической проверки и отработки способов использования ее специальных устройств для спасения личного состава аварийной подлодки сухим способом с помощью управляемого подводного снаряда (УПС) и мокрым способом (самостоятельного спасения подводников) с помощью водолазов и декомпрессии подводников в барокамере подлодки.

В 1961 г. на заводе "Красное Сормово" по чертежам ЦКБ-112 (главный конструктор С.Н.Якимовский) подлодка пр.613 "С-63" была переоборудована в экспериментальную спасательную подводную лодку пр.666.

Переоборудование "С-63" завершилось в 1961 г. на сдаточной базе судостроительного завода "Красное Сормово" в Севастополе. Одновременно на "Красном Сормове" в Горьком построили самоходный спасательный аппарат УПС (самоходный управляемый снаряд). В 1962 г. окончились сдаточные и начались экспериментально-эксплуатационные испытания ЭСПЛ (командир лодки - капитан 2 ранга Ю.М. Лисичкин, командир УПС - капитан-лейтенант Б.А.Глушков) по программе опытной эксплуатации, в которой предусматривались как отработка УПС, так и водолазные спуски из подлодки на глубины до 120 метров.

На ПЛ отрабатывалась возможность спасения личного состава аварийных ПЛ принципиально новым способом без непосредственного участия в спасении надводных спасателей. На палубе надстройки (на комингс-площадке) ПЛ пр.666 устанавливался УПС, способный транспортировать с аварийной ПЛ лодки на спасательную ПЛ "сухим" способом одновременно трех подводников.

Согласно проекту на ЭСПЛ предусматривалось использование глубоководного водолазного снаряжения ГКС-3М и вновь разработанного для этой ПЛ снаряжения СВ-СПЛ. Для проведения декомпрессии водолазов и спасаемых подводников в первом отсеке вместо торпедных аппаратов была размещена трех отсечная поточно-декомпрессионная камера, состоявшая из выходного отсека (для входа в лодку и выхода из нее под водой водолазов) и двух декомпрессионных отсеков (для проведения декомпрессии спасаемых подводников, подвергшихся забортному давлению и обеспечивающих спасение водолазов). Камера была рассчитана на давление 17 кгс/с и имела в среднем отсеке нижнюю горловину для выхода водолазов и шлюзовую шахту в концевом отсеке для приема подводников, спасаемых сухим способом с помощью УПС. Прием подводников с аварийной ПЛ и передача их на СПЛ производились через камеру присоса путем посадки УПС на входной люк с комингс-площадкой, имевшейся на обеих лодках.

Уже во время сдаточных испытаний было установлено, что использование тяжелого снаряжения типа ГКС-3М из условий ПЛ чрезвычайно затруднено и небезопасно. В первых образцах снаряжения СВ-СПЛ также было много недостатков, поэтому водолазные спуски из ПЛ были начаты после доработки снаряжения СВ-СПЛ лишь в период октября-декабря 1965 года.

В 1962 г. во время испытаний ПЛ пр.666 впервые в мировой практике были произведены расстыковка и стыковка УПС с подводной лодкой-носителем и аварийной ПЛ, находившихся в подводном положении. Из одной лодки в другую в подводном положении был доставлен капитан-лейтенант А.И. Никитинский. Этот факт был удостоверен надлежащим образом. Появился новый вид спасения подводников - "сухой" способ и с помощью спасательных подводных аппаратов.

Выполнение водолазных спусков на глубины до 100 м из условий подводной лодки, лежащей на грунте или находящейся в положении стоянки на подводных якорях, являлось на тот период рекордным достижением, так как за рубежом аналогичных средств не существовало. Накопленный опыт эксплуатации УПС и спец устройств ЭСПЛ пр. 666 показал целесообразность развития автономных спасательных аппаратов, эффективность и большую безопасность выполнения водолазных работ по оказанию помощи аварийным подводным лодкам, послужил основанием для разработки тактико-технических требований при создании спасательной подводной лодки специальной постройки пр.940, вступившей в строй флота в 1976 году.

В 1965-67 годах в НИИ АСС ВМФ были проведены исследования по определению возможности длительного пребывания людей под повышенным давлением гелиево-кислородной среды (ДП). Приказом ГК ВМФ 1966 г. было определено создание лабораторной экспериментальной базы, а также разработка проекта дооборудования ЭСПЛ пр.666 для водолазных спусков методом ДП в морских условиях.

Проект дооборудования ЭСПЛ пр.666 (дооборудование ПДК средствами, обеспечивающими длительное (до 10 суток) пребывание трех человек в отсеках ПДК при давлении гелио-кислородной газовой среды до 10 атм.) разрабатывался ЦКБ "Судопроект" под руководством зам. главного конструктора С.М. Чухланцева по техническому заданию института с предоставлением проектанту материалов переоборудования гидрорекомпрессионной камеры ГРК-30 и результатов, полученных при экспериментах в лабораторных условиях в период 1967-68 гг.

На основании решения ВМФ и МОП от 14.03.1968 г. и договора от 07.04.1969 г. было начато переоборудование ЭСПЛ на Севастопольской сдаточной базе завода "Красное Сормово" (строитель - А.В. Гурьянов, ответственный сдатчик - С.Б. Хейфиц)..

В штат ПЛ была введена лаборатория в составе 17 человек, объединившая водолазный состав, врачей-физиологов и химиков. Для улучшения условий обитаемости ПДК конструкторы предусмотрели размещение в нем мягких коек, кресел, откидных столов, шкафов для хранения постельных принадлежностей и белья, дорожки на настил, а также повысили освещенность, теплоизоляцию и надежность системы отопления (с возможностью охлаждения). Помещение ПДК выкрасили в мягкие и светлые тона и обеспечили подачу в отсеки очищенной от вредных примесей подсушенной дыхательной смеси. Переоборудование предназначалось для того, чтобы обеспечить пребывание в ПДК трех человек в течение 10 суток под давление 10 атм.

Задача была непростой, особенно в части обеспечения очистки газовой среды в камере, в том числе от углекислого газа, и создания санитарно-гигиенического комплекса, который обеспечивал бы нормальную жизнедеятельность людей, находящихся в камере под давлением продолжительное время, а также позволял бы проводить спасательные работы и исследования на больших глубинах моря и возвращение в газовую среду без компрессии. Требовалось создать единую систему, позволяющую производить очистку, регенерацию, нагрев и осушение (кондиционирование) ГКС под давлением. Она должна была включать фильтры, емкости с регенерационным веществом вне камеры. Таких решений практика, отечественная и зарубежная, еще не знала. Кроме того, обыденные вещи и традиционные системы приходилось разрабатывать заново. Например, санитарные системы (гальюн, душ, умывальник) должны были обеспечивать функционирование при длительном пребывании под давлением.

В декабре 1969 года были проведены швартовные и приемо­сдаточные испытания водолазного комплекса ЭСПЛ пр.666 для экспериментальных работ методом ДП при давлениях до 10 кгс/см (100 м). Все испытания прошли успешно без замечаний. Акт приемки был подписан 27 декабря 1969 г. В результате приемо-сдаточных испытаний водолазного комплекса ЭСПЛ пр.666 было установлено, что дооборудование выполнено в соответствии с проектом, а тактико-технические характеристики оборудования комплекса обеспечивают возможность длительного пребывания в ПДК четырех акванавтов в условиях минимума необходимого комфорта, а также выход водолазов в воду за борт ЭСПЛ для выполнения водолазных работ в снаряжении СВ-СПЛ. ПЛ "С-63" актом приемо-сдаточных испытаний, утвержденным командующим КЧФ, в декабре 1969 года была передана флоту для проведения экспериментов по методу ДП.

В период с 15 марта по 17 августа 1970 года на подлодке "С-63" были проведены эксперименты по длительному пребыванию водолазов на глубинах до 100 метров в морских условиях. В результате проведенных экспериментов установлены и проверены допустимые параметры газовой среды и микроклимата для 30-суточного пребывания водолазов на глубинах до 100 м, получены данные о функциональном состоянии центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тепловом состоянии, умственной и физической работоспособности, позволяющие сделать вывод о возможности длительного пребывания водолазов на глубинах до 100 м с сохранением умственной и физической работоспособности. В ходе экспериментов были отработаны состав рациона и режимов питания, труда и отдыха акванавтов, а также проверена безопасность режимов декомпрессии. Результаты экспериментов позволили уточнить физиолого-гигиенические и технические требования к барокамерам, предназначенным для длительного пребывания водолазов, устанавливаемым на спасательных подводных лодках пр.1840 и 940, проектирование которых было начато в ЦКБ "Малахит" и СКВ "Судопроект". Выполнение водолазами выходов в воду из условий подводной лодки на глубинах до 100 м при длительном пребывании в течение 30 суток явилось на период 1970 года уникальным рекордным достижением, завершением определенного этапа научных исследований по методу ДП.

Являясь самоходной автономной подводной лодкой с водолазным комплексом ДП подводная лодка "С-63" превосходила по своим возможностям все зарубежные подводные лаборатории, построенные к тому времени, так как к разработке автономных подводных средств с водолазными комплексами за рубежом только приступили. За успехи в освоении нового метода водолазных работ, разработку новой техники большая группа специалистов флота и сотрудников института были награждены орденами и медалями.

Подлодка входила в состав 381 Отдельного дивизиона ПЛ, 27 бригады ПЛ и 153 Бригады ПЛ.

Судьба "С-63" завершилась в 1980 г., когда её вывели из состава флота.

В разные годы "С-63" командовали:
Ю.Лисичкин,
Б.Глушков,
Л.Лей,
И.Клецов,
А.Коротченков,
А.Резниченко.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте