Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
     
   Подводная лодка "С-70" 
 
С-70
 
С-70
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1080/1350 т.
Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 4,55 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 узлов.
Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная 200 м.
Дальность плавания: над водой 13000 миль, под водой 353 миль.
Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя, 2х50 л.с. электродвигателя экономического хода
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались вместо торпед), 1х2 57-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка СМ-24-ЗИФ, 1х2 25-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка 2М-8 (начиная с 1956 года артиллерийское вооружение было снято).
Экипаж: 52 чел.

История подлодки:
Подводная лодка проекта 613

Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР подлодка пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего водоизмещения, разрабатывавшегося в 1942-1944г. В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей характеристики, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над пр.608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.), Главком ВМФ утвердил задание на проектирование подлодки проекта 613. В нём было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн.

Проектирование поручили ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов, а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано задание на пр.613, а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден Советским правительством. При разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного хода увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре носовых 533-мм торпедных аппарата и два кормоаых 533-мм торпедных аппарата. Количество запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед. Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально размещалось артиллерийское вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех подлодок пр.613 было снято.

По конструкции это была двухкорпусная подводная лодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих "восьмерку", причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10 цистерн главного балласта, размещенных в легком корпусе. Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные. Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой оконечности корабля.

Главная энергетическая установка лодки включала двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и число цилиндров. Имелось также устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном кораблестроении. Механизмы линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные текстропные передачи и фрикционные муфты экономического хода.

Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены сточные баллоны.

Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным методом с широким использованием автоматической сварки. Всего предполагалось построить 340 подлодок этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности постройки в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве и надежная дизельная подводная лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи и техническая документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю.

Лодки этого проекта использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые из них получили на вооружение крылатые и баллистические ракеты.

Подводная лодка "С-70" была заложена г. в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе (№ 444) в 12.07.1952 г.(заводской №408). Спущена на воду 26.12.1952 г., вступила в строй 12.04.1953 г.

Входила в состав 155 Бригады ПЛ, была переоборудована по проекту 613В. В 1954 году совершила поход на полную автономность - 30 суток.

Всего подлодкой выполнено 9 БС:
1964 - БС у пролива Босфор;
1964 - БС в Средиземном море совместно с "С-74" с 10.11.1964 г. 18.12.64 обе ПЛ вышли из Средиземного моря в Лиепаю куда и прибыли 29.12.64 г. для навигационного ремонта;
1965 - завершив ремонт в Лиепае, совместно с "С-74" вышла 15.04 в Средиземное море и 20.06 прибыла в Балаклаву;
1974 - 2 БС в Черном море;
1966 - учение по буксировке "аварийной" ПЛ "С-66" и передача на ходу 4.5 узла 13 т топлива, а так же 8 "раненных" и "пораженных".
1970 - участвовала в маневрах "Океан";
1971 - участвовала в КШУ "Юг".

Награды:
1968 - второе место в ВМФ по состязательным торпедным стрельбам совместно с "С-66", "С-74", "С-234";
1969 - второе место в ВМФ по состязательным торпедным стрельбам совместно с "С-66", "С-74", "С-100";
1973 - лучшая ПЛ ЧФ по атаке отряда боевых кораблей;
1973 - Приз командующего ЧФ по поиску и атаке ПЛ совместно с "С-97", "С-197".

Происшествия:
В марте 1957 г. "С-65" и "С-70" стояли на якорях на внешнем рейде Севастополя, "С-70" проводила зарядку АБ. В электротехническом отсеке мичман объяснял матросам устройство шинно-пневматической муфты. В педагогическом запале он произвел ее практическое включение, забыв про работающие главные двигатели, и тем самым дал ход кораблю. Лодка описала циркуляцию вокруг лежавшего на дне якоря и врезалась в борт стоящей рядом "С-65". Обе пл оказались в доке, где срочно восстанавливали пробитые цистерны в течение пятнадцати суток.

В 1978 г. "С-70" (А.Бабенко) стояла в СРЗ № 13. Шла зарядка АБ. Командира БЧ-5 вызвал в штаб командир дивизиона. Руководить зарядкой остался командир моторной группы старший инженер-лейтенант В.Зальц. Подобное служебное нарушение этими должностными лицами организации зарядки АБ осталось бы без внимания, не включи электрик по ошибке муфту ШПМ. Правый дизель начал работать на винт, и лодка, получив ход, протаранила стоящий перед ней тральщик БТ-259, в борту которого образовалась пробоина размером 400 на 1200 мм.

15 ноября 1988 г. "С-70" (А.Максимов) выходила из Балаклавской бухты. При отходе от пирса вышла из строя станция управления правым электродвигателем. Но командир продолжил манёвр, и при проходе мыса Балаклавский на расстоянии 15-20 м от берега лодка коснулась грунта. Ход застопорили. Отошли назад, а затем вышли в море. О происшествии доложили после возвращения с моря. Водолазный осмотр показал, что обтекатель акустической стации имеет мелкие вмятины глубиной несколько миллиметров в виде полос до полутора метров длины.

Подлодка "С-70" была сдана на слом в 1989 году.

В разные годы "С-70" командовали:
Л.Ф.Рыбалко,
Б.Пешков,
В.Бежанов,
В.Громов,
А.Куликов,
А.Бабенко,
А.Балашов,
А.Максимов.

 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте