Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка "Щ-209"  
 
Подводная лодка "Щ-209"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 586/708 т.
Размеры: длина - 58,8 м, ширина - 6,2 м, осадка - 4,0 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14,1/8,5 узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль 8,5 узлах, под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х800 л.с. дизеля, 2х400 л.с. электромотора.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К
Глубина погружения: рабочая - 75 м, предельная - 90 м.
Экипаж: 40 человек.

История:
Подводная лодка типа "Щ", X серия.

Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода; вооружение при этом оставалось неизменным. Полуторакорпусные лодки типа "Щ" имели семь отсеков: первый и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек - центральный пост; пятый - дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно - два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).

Заложена 25.05.1934 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. 02.03.1936 г. спущена на воду, 09.03.1937 г. вошла в состав Черноморского флота.

Щ-209 (капитан 3 ранга И.Н.Киселев) вошла в число трех подлодок ЧФ, первыми высланных для действий на вражеских коммуникациях. Ее крейсерство (22.6-10.7.1941) происходило на позиции у м. Эмине, однако, несмотря на интенсивный поиск, ничего достойного обнаружить не удалось, как, впрочем, и в следующем походе (22.7-8.8.1941) в этот район. Единственный замеченный транспорт (6 августа - первый случай обнаружения судна противника на Черном море) прошел на слишком большом расстоянии от подлодки. Не увенчался успехом и третий поход (23.9-13.10.1941) на коммуникацию Босфор-Бургас.

В ноябре (18.11-7.12.1941) субмарину направили для патрулирования Бургасского залива. Киселев несколько раз смело форсировал минное заграждение на входе в залив (при этом 30 ноября прибором "Краб" была подсечена мина) и дважды выходил в атаки на суда. Торпеда была выпущена только во втором случае, 2 декабря, но она прошла под днищем атакованной шхуны. Через три дня, уже при возвращении в базу "щука" обнаружила наш конвой, направлявшийся в Севастополь, правда, приняв первоначально его за противника, погрузилась. Поняв свою ошибку, Киселев приказал всплыть и дал опознавательные, но тут же подвергся обстрелу с "бдительных" тральщиков охранения. Субмарина получила легкие повреждения от близких разрывов снарядов. 23 декабря к ним добавились новые, вызванные падениями трех авиабомб во время стоянки в Туапсе. Несмотря на это, уже 4 января лодка вышла на позицию у м. Калиакра. Крейсерство, продолжавшееся до 23 января, было отмечено единственным эпизодом - в приборе "Краб" застрял минреп противолодочной мины, от которой "щуке" удалось освободиться лишь спустя полтора часа.

Весной 1942 года действия авиации противника против наших баз и коммуникаций значительно активизировались. Первой пострадавшей подлодкой стала Щ-209. В ночь на 7 марта она вышла в очередной поход к м.Шаблер, но на следующий день в районе Синопа подверглась атаке одиночного бомбардировщика. Из-за плохой видимости самолет обнаружили с опозданием, и малая скорость погружения "щук" чуть было не привела лодку к гибели. Шесть авиабомб взорвались, когда субмарина находилась на глубине 4,5-5 м, и вызвали многочисленные повреждения приборов и механизмов.

12 марта подлодка вернулась в Туапсе и подверглась новым атакам авиации противника. Ежедневные налеты на порт продолжались с 23 по 25 марта. Во время одной из бомбежек осколком был смертельно ранен И.Н.Киселев; новым командиром "щуки" стал капитан 3 ранга В.И.Иванов, ранее командовавший Щ-208, но имевший годичный перерыв в службе. Под его командованием субмарина совершила два не принесших результатов (12.4-2.5.1942 к м. Эмине и 25.5-13.6.1942 к анатолийскому побережью Турции) похода.

Затем лодку привлекли к снабжению Севастополя. Это были беспримерные по сложности рейсы (18-22.6 и 27.6-4.7.1942). В осажденный город "щука" доставила 60 т боеприпасов и эвакуировала 106 человек, в том числе и командующего Приморской армией генерал-лейтенанта И.Е.Петрова.

По возвращении Щ-209 начала средний ремонт, продолжав­шийся до середины марта 1943-го. В апреле (10-30.4.1943) и в июне (5-25.6.1943) субмарина совершила два похода в район мыса Тарханкут, в ходе которых произвела четыре безрезультатных торпедных атаки. Основной причиной неудач была стрельба с дальних дистанций в дневное время, из-за чего вражеские конвои без труда уклонялись от выстрелов, а в ответ контратаковали лодку глубинными бомбами. Целью крейсерства у Босфора (3-29.8.1943) стал перехват кораблей противника, занятых перевозкой хромовой руды. Утром 21-го Иванову представился очередной шанс открыть боевой счет, но три выпущенные с дистанции 12 кбт торпеды опять не достигли цели.

Очевидно, желая взять хоть какой-то реванш, командир решил проявить инициативу и провести разведку вражеской системы ПЛО. Для этого он намеревался захватить языков с ходивших под берегом шхун, часть которых, по ошибочным данным нашей разведки, использовалась неприятелем в качестве судов-ловушек. "Пикантность" ситуации заключалась в том, что Иванову был известен строжайший запрет атаковать турецкие суда, встреча с которыми при осуществлении подобного замысла становилась неизбежной. Поздно вечером 22 августа Щ-209 всплыла возле одиночной шхуны, но, вопреки ожиданиям, после предупредительной очереди из ДШК турецкий экипаж не стал дожидаться досмотра, а незамедлительно ушел на шлюпке к находившемуся рядом берегу. Учтя предыдущий опыт, в ночь на 25-е Иванов попытался остановить другую шхуну (по-видимому, "Дервиш", 100 брт), шедшую мористее. Турки остались верны себе, а попытка догнать их шлюпку ничего не дала - ночью на мел­ководье Иванов побоялся рисковать кораблем. Вместо этого командир досмотрел шхуну (перевозила древесину, яблоки и орехи) и, ничего не взяв, ушел в море. Этот эпизод тут же получил широкую огласку, а турки обвинили экипаж нашей лодки в пиратском нападении на мирное судно.

Три следующих похода лодка совершила к западным берегам Крыма. И если в первом (25.9-25.10.1943) Щ-209 не обнаружила ни одной цели, то во втором (15.11-15.12.1943) ей наконец-то удалось открыть боевой счет. Днем 2 декабря Иванов четырехторпедным залпом с дистанции 2 кбт отправил на дно БДБ F-566. Произошедший вблизи корпуса лодки мощный взрыв привел к появлению течи. Несмотря на это, командир решил остаться на позиции. В ночь на 4-е он встретил крупный конвой, но при попытке сблизиться с ним был обнаружен и контратакован. Немцы выслали в район поисково-ударную группу, которая, может, и не обнаружила бы "щуку", если бы Иванов не напал первым. Корабли противника без труда уклонились от выпущенных с дальней дистанции торпед, а затем в течение двух часов беспрестанно бомбили субмарину. На поверхности появилось большое масляное пятно, а после того, как немцы выловили из воды огнетушитель с надписями на русском языке, они посчитали потопление советской подлодки бесспорным. На самом же деле Щ-209 отделалась повреждением клапана замещения топлива и еще неделю патрулировала на позиции.

Следующий поход (24.1-24.2.1944) закончился безуспешно. Единственным достойным упоминания событием в нем оказался обстрел "щуки" турецкой погранзаставы, когда она при возвращении в базу случайно вошла в чужие воды. Любопытно, что о самом факте обстрела подводники узнали только в Батуми - в момент событий верхняя вахта его не заметила!

В начале июля 1944 года Щ-209 вышла из ремонта, но, несмотря на это, оценивалась как сильно изношенная - возможностей для полноценного техобслуживания ни в Поти, ни в Батуми не было. В июле (10-30.7.1944) "щука" патрулировала в районе между Бос­фором и Бургасом. К сожалению, стремление ее нового командира - капитан-лейтенанта Н.В.Суходольского, ранее командовавшего стоявшей на приколе Д-5 - проявить себя стало поводом для нового осложнения отно­шений между СССР и Турцией.

19 июля се­вернее Боссрора Суходольский безуспешно атаковал пароход "Канарья", но турецкие власти поспешили заявить, что это произошло в территориальных водах нейтрального государства. В дальнейшем лодка перешла ближе к болгаро-турецкой границе, где днем 20-го потопила торпедой шхуну без флага - ею оказалась турецкая "Шемси-Бахри" (26 брт), по-видимому, самое маленькое судно, торпедированное советской подлодкой в годы войны, а утром 26-го расстреляла вторую. Хотя на борт Щ-209 был принят весь турецкий экипаж - 7 человек - название уничтоженного судна не удается выяснить до сих пор.

В последний - 18-й раз - подлодка выходила в море в сентябре (1-19.9.1944). Поход к берегам Болгарии пришелся на последние дни войны на Черном море, когда вражеский флот практически уже перестал существовать. 6 марта 1945 г. совершившая наибольшее число походов за время войны Щ-209 была награждена орденом Красного Знамени.

Переименования корабля: 16.06.1949 была переименована в "С-209", а 18.10.1959 - в "УТС-10".

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте