Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка Щ-212  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 586/708 т.
Размеры: длина - 58,8 м, ширина - 6,2 м, осадка - 4,0 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14,1/8,5 узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль 8,5 узлах, под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х800 л.с. дизеля, 2х400 л.с. электромотора.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К
Глубина погружения: рабочая - 75 м, предельная - 90 м.
Экипаж: 40 человек.

История:
Подводная лодка типа "Щ", X серия.

Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода; вооружение при этом оставалось неизменным. Полуторакорпусные лодки типа "Щ" имели семь отсеков: первый и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек - центральный пост; пятый - дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно - два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).

Заложена 18.11.1934 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. 29.12.1936 г. спущена на воду, 15.12.1938 г. вошла в состав Черноморского флота.

Как и большинство остальных подлодок 4-го дивизиона, Щ-212 (капитан-лейтенант И.К.Бурнашев) к началу войны находилась в текущем ремонте. Наскоро закончив его, субмарина дважды привлекалась к несению дозорной службы на подступах к главной базе ЧФ (4-9.8.1941 и 24.8-13.9.1941).

Первый выход на коммуникации противника в районе Варны (17-27.10.1941) чуть было не стал последним. Вечером 25 октября при покладке на грунт у мыса Калиакра над лодкой взорвалась противолодочная мина типа UMA. Повреждения получили носовые горизонтальные рули, обшивка цистерн главного балласта правого борта и носовые торпедные аппараты. В прочном корпусе возникли деформации, нарушилась герметичность 15 баков аккумуляторной батареи. Фактически корабль спасло лишь то, что взрыв произошел не в результате касания корпуса, а от прикосновения мины к кронштейну прибора "Краб", который в момент подрыва оказался выключен. После устранения повреждений лодка вернулась в Севастополь вечером 27 октября в сопровождении эсминца "Бойкий". Аварийный ремонт, осуществлявшийся в Туапсе и Батуми, затянулся до середины мая 1942-го.

Через месяц субмарина перешла в Новороссийск, откуда совершила два рейса (16-21.6.1942 и 23-27.6.1942) в осажденный Севастополь. Подводникам удалось доставить в город 54 т боеприпасов, 6 т продовольствия и 27 т бензина, а также вывезти 117 человек, главным образом, раненых. Противодействие противника с каждым переходом все возрастало. При возвращении из второго рейса лодка подверглась двухчасовому преследованию вражеских катеров, а после всплытия была атакована большой группой бомбардировщиков. Вечером 30 июня "щука" вышла в третий поход, но прорвать блокаду на этот раз не удалось. Подлодка находилась у входа на фарватер главной базы почти трое суток (с ночи на 2 июля до вечера 4-го), но постоянный обстрел, бомбардировки и отсутствие навигационных ориентиров не позволили преодолеть несколько оставшихся миль. В конечном итоге, груз пришлось сбросить в море, после чего утром 7 июля Щ-212 прибыла в Туапсе.

В последующие месяцы командование дважды высылало субмарину на подходы к Босфору. Ни в первом (23.7-11.8.1942), ни во втором (14.9-4.10.1942) крейсерстве перехватов кораблей противника не состоялось, хотя возможности этого были. Бурнашев держался на позиции пассивно, на большом удалении от берега, а штурман лодки допустил серьезные ошибки в счислении. В результате командование решило "доверить" Бурнашеву командование плавбазой "Эльбрус", а на его место назначить хорошо зарекомендовавшего себя в должности командира подлодки А-5 (тяжело повреждена в результате подрыва на мине 25.7.1942) капитан-лейтенанта Г.А.Кукуя.

В очередной поход "щука" ушла 2 декабря. На этот раз ее путь пролегал в район между м. Олинька и Портицким гирлом Дуная - туда, где ранее пропали без вести Щ-208 и Щ-213. Первые сутки похода прошли без происшествий и 11 декабря Кукуй передал радиоквитанцию на приказ о занятии позиции у Тендровской косы. Больше Щ-212 на связь не выходила и в базу не вернулась.

Из данных радиоперехвата наше командование сделало заключение, что субмарина 19 декабря стала жертвой атаки вражеских самолетов в районе Синопа при возвращении с позиции. По всей вероятности, расшифровка немецкого сообщения содержала ошибку, поскольку в архивных материалах противника подобной атаки никогда не значилось.

Щ-212 унесла с со­бой жизни 44 членов экипажа, в том числе и командира 2-го дивизиона ПЛ капитана 2 ранга Г.Ю.Кузьмина - опытного командира, участника гражданской войны в Испании.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте