Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
     
   Подводная лодка "Щ-213" 
 
Щ-213
 
Щ-213
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 586/708 т.
Размеры: длина - 58,8 м, ширина - 6,2 м, осадка - 4,0 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14,1/8,5 узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль 8,5 узлах, под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х800 л.с. дизеля, 2х400 л.с. электромотора.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К
Глубина погружения: рабочая - 75 м, предельная - 90 м.
Экипаж: 40 человек.

История подлодки:
Подводная лодка типа "Щ", X серия.

Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода; вооружение при этом оставалось неизменным. Полуторакорпусные лодки типа "Щ" имели семь отсеков: первый и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек - центральный пост; пятый - дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно - два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).

Подлодка "Щ-213" была заложена 04.12.1934 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. 13.04.1937 г. спущена на воду, 15.12.1938 г. вошла в состав Черноморского флота.

Война застала подлодку (старший лейтенант Д. М.Денежко) в разоруженном состоянии в Севастополе, откуда она должна была перейти для текущего ремонта в Николаев. Начавшиеся боевые действия не изменили этих планов, но заканчивать ремонтные работы пришлось фактически уже под вражеским огнем, за пять дней до падения города. После ввода в строй последовали походы к м. Эмине (7-24.9.1941) и в район Варны (31.10-20.11.1941). Корабли противника обнаруживали лишь три раза - во всех случаях в неподходящей для атаки позиции.

Третий поход (19.12.1941-7.1.1942) - к румынскому м. Олинька - проходил в весьма тяжелых условиях. Плохая видимость и штормовое море заставили держаться вдали от берега, что не гарантировало точность кораблевождения. Кроме того, за первые десять дней патрулирования находившаяся в подводном положении "щука" 36 раз (!) касалась сетей, буйрепов и минрепов плавающих мин. Днем 31 декабря за кормой лодки взорвались два таких "гостинца" - к счастью, не причинившие повреждений.

Четвертое крейсерство Щ-213 проходило в районе севернее Босфора (20.2-11.3.1942). Уже вечером 23 февраля, в первые сутки нахождения на позиции, Денежко обнаружил одиночную шхуну, которую спустя полчаса потопил артиллерийским огнем. Шхуна, оказавшаяся турецкой "Чанкая" (164 брт), шла без символов национальной принадлежности, по­скольку находилась в немецком фрахте и перевозила контрабандный груз хромовой руды. Победа окрылила молодого командира, и он решил продолжить активный поиск непосредственно у выхода из пролива. В 10.45 следующих суток он выпустил с 7 кбт одиночную торпеду по "крупному транспорту под болгарским флагом", после чего наблюдал взрыв и погружение цели.

Дальнейшее крейсерство восточнее Босфора прошло безрезультатно, а по возвращении "щуки" в Туапсе на ней начался навигационный ремонт. В это время база подверглась серии авианалетов; в ходе одного из них 24 марта погиб спешивший на лодку Д.М. Денежко.

Новым командиром Щ-213 в конце мая был назначен капитан-лейтенант Н.В. Исаев, ранее командовавший однотипной субмариной на Тихоокеанском флоте. Сразу вслед за этим подлодка ушла на патрулирование коммуникации Босфор - Бургас (7-24.6.1942). Встреч с кораблями противника не состоялось, чего нельзя сказать о вражеских бомбардировщиках и плавающих минах. Сразу после возвращения субмарину отправили с грузом для защитников Севастополя (29.6-7.7.1942). К сожалению, пробиться в базу Исаеву не удалось. "Щука" держалась вдали от берега до вечера 3 июля, пока не поступил приказ сбросить груз в море и вернуться в базу. В середине июля корабль встал в док в Поти, где до конца августа проходил текущий ремонт.

В шестой и последний поход на вражеские коммуникации подлодка отправилась в ночь на 28 сентября. Исаев должен был выйти на связь лишь перед оставлением позиции у Портицкого гирла Дуная вечером 14 октября. Но этого не произошло. Скорее всего, "щука" стала жертвой тех же румынских минных заграждений, на которых ранее погибла Щ-208. Впрочем, нельзя исключить и другую версию. В последний день патрулирования Щ-213 в 5,5 мили восточнее Портицкого рейда сигнальщики германского большого охотника "Ксантен" обнаружили торпедный след, тянувшийся к корме корабля. Охотник уклонился от торпеды, обнаружил гидроакустикой подводный объект, произвел бомбометание и, якобы, даже наблюдал свидетельства потопления цели.

В 2008 г. на 30-метровой глубине в 10 километрах от румынского порта Констанца румынскими и голландскими дайверами была найдена затонувшая подлодка, а спустя два года она была идентифицирована как "Щ-213".

 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте