Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Спасательные суда

 
 
 
     
   Водолазное морское судно ВМ-413 
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
ВМ-413
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 300 т.
Размеры: длина - 40,9 м, ширина - 8 м, осадка - 2,02 м.
Скорость полного хода: 12 узлов.
Дальность плавания: 1500 миль при 10 узлах.
Силовая установка: дизельная, 600 л.с., 2 вала.
Экипаж: 24 чел.

История судна:
Водолазное морское судно пр.535

Для проведения подводных работ небольшой сложности и в районах морей с небольшими глубинами в ВМФ СССР использовались водолазные боты различного водоизмещения. Это были или суда специальной постройки или различные катера приспособленные для этого. В 70-е гг. ХХ века была построена серия водолазных ботов пр.535, разработанных Западным ПКБ, с полным водоизмещением в 300 т. Эти боты оснащались двумя водолазными станциями и другим оборудованием для производства подводных работ на глубинах до 60 м, а так же грузоподьемной стрелой на 2,5 тонны.

Конструктивно представляет из себя стальное двухвинтовое водолазное морское судно с гладкой палубой, со значительной седловатостью в носу, с рубкой в средней части и машинным отделением, смещенным в корму, с наклонным носом и транцевой кормой. Система набора корпуса судна смешанная: днище в средней части и палуба - продольная, борта и платформа - поперечная. Силовая установка представляет из себя два четырёхтактных быстроходных дизеля 3Д12 мощностью по 300 лс.с, с реверс-редукторами, гребные винты - два четырёхлопастных винта фиксированного шага диаметром 1170 мм. На судне предусмотрено буксирное устройство для буксировки самого судна и буксировки других судов. Противопожарные средства представлены одним электронасосом производительностью 40 куб.м/ч, а так же одним насосом забортной воды производительностью 10 куб.м/ч. Навигационное оборудование судна - радиолокатор "Донец-2" и радиопеленгатор "Рыбка". Для лечебной рекомпрессии в водолазном посту имеется рекомпрессионная камера с предкамерой диаметром 1200 мм. Автономность этих судов составляет 10 суток. Всего по этому проекту на Гороховецком ССЗ в период с 1970 по 1983 года было построено 20 судов.

Водолазное морское судно ВМ-413 было построено на Гороховецком ССЗ (заводской №101), вступило в состав флота в декабре 1970 г., являясь головным судном своего проекта.

В 1971 г. судно участвовало в поднятии стотонного плавучего крана, затонувшего в устье Черной речки. В 1972 г. найден на дне Каркинитского залива и поднят истребитель времен Великой Отечественной войны Як-8, в бухте Карантинная поднят затонувший торпедный катер.
В 1973 г. в районе м. Пицунда судном осуществлен успешный водолазный поиск, остропка и подъем самолета Ту-16. В 1975 г. в районе мыса Фиолент судном был найден и поднят на поверхность немецкий средний танк. В 1975 г. водолазное судно ВМ-413 высаживало свою аварийно-спасательную группу и вместе с другими спасательными судами оказывало помощь противолодочному крейсеру "Москва" в борьбе с пожарами и за непотопляемость и большому противолодочному кораблю "Керчь" в борьбе за живучесть. Водолазы судна обследовали и ремонтировали донно-забортную арматуру этих аварийных кораблей.

C 15.11.1976 г. входило в состав 158-й дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов.

Судно находилось в зоне боевых действий в периоды:
- 17.05.1983 г. - 05.11.1983 г. (Эфиопия, о.Дахлак);
- 04.05.1984 г. - 16.11.1984 г. (Сирия, п.Тартус);
- 01.07.1990 г. - 01.03.1991 г. (Эфиопия, о.Дахлак).

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания командования, командир " ВМ-413 старший мичман Бирюков Александр Константинович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1988 г. был награжден медалью "За боевые заслуги".

В 1991 г. под артиллерийским и оружейным огнем сепаратистов ВМ-413 по распоряжению командования восьмой эскадры ВМФ вышел из района архипелага и продолжал еще некоторое время выполнять задачи боевой службы в северной части Индийского океана.

В 1998 г. судно было переведено на гражданский штат.

В 1999 г. экипаж судна в составе других судов спасательного отряда принимал участие в тушении пожара на ремонтирующемся в заводе имени С.О. Орджоникидзе большом противолодочном корабле "Очаков". В 2000 г. судном было выполнено водолазное обследование большого десантного корабля "Николай Фильченков" после взрыва на его борту боезапаса.

01.08.2001 г. судно вошло в состав сформированного 255-го дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов.

27.08.2001 г. ВМ-413 оказывал помощь в борьбе за непотопляемость малому противолодочному кораблю "Касимов".

В ночь на 01.03.2003 г. судно по тревоге вышло из базы. В Севастопольской бухте плавучий причал №30а, обеспечивающий нормальное функционирование плавучих доков ПД-88 и ПД-30, в результате неправильных действий обслуживающего персонала начал принимать воду в отсеки. Его затопление грозило надолго вывести из строя оба плавучих дока. В результате тяжелого круглосуточного труда в течение трех суток, плавучий причал и оба дока были спасены.

Водолазное морское судно ВМ-413 было списано в 2009 году, длительное время находилось на отстое у причала в б.Стрелецкая (Севастополь). В апреле 2014 г. судно было разделано на металл в Инкермане.

Этим судном в разное время командовали:
- лейтенант М. Ткачев;
- старший лейтенант А. Ананян;
- старший мичман А. Мичурин;
- старший мичман П. Прибора;
- старший мичман Н. Клименко;
- старший мичман А. Ершов;
- старший мичман А. Бирюков;
- старший мичман М. Чернощеков;
- старший мичман В. Воронцов;
- капитан В. Войников.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте