Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Минно-тральные корабли

 
 
 
     
   Базовый тральщик "БТ-259" 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 270 т.
Размеры: длина - 40,5 м, ширина - 7,7 м, осадка - 2,1 м.
Скорость хода полная: 14 узлов.
Дальность плавания: 1000 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля М-870-ФТК, 2400 л.с., 2 винта.
Вооружение: 1х2 30-мм артустановка АК-230М, 1х4 ПУ ПЗРК, тралы.
Экипаж: 32 чел.

История корабля:
Базовый тральщик пр.257ДТ

Создание противоминных кораблей нового поколения - базовых тральщиков (БТЩ) проектов 257Д, 257ДМ, 257ДМЭ - в значительно большей степени учитывало новые требования в военной области. Их появление было обусловлено желанием использовать в конструкциях корпуса, основных механизмов и оборудования новых материалов, а также применение перспективных образцов искателей мин и искателей - уничтожителей мин. При этом ВМФ выдвинул задачу "создать современный БТЩ, который мог бы не только обладать собственной высокой защищенностью от подрыва на минах различных типов, но и нести на себе и использовать в качестве нового противоминного средства искатели-уничтожители мин". ВМФ видел решение этой проблемы в значительном снижении уровней собственных магнитного, электрического, гидроакустического и гидродинамического полей корабля, для чего предлагалось "создать небольшой по водоизмещению (до 250 т) БТЩ с корпусом из древесины или маломагнитной стали".

Работы над эскизным проектом корабля составлялись на конкурсной основе двумя организациями - ЦКБ-19 и Западным ПКБ (главные конструкторы, соответственно, В.И.Блинов и Д.И.Рудаков). После рассмотрения представленных вариантов в начале 1958 года была утверждена проектная документация Западного ПКБ. При этом для обеспечения требуемого водоизмещения корабля из двух вариантов проекта - с корпусом из древесины (пр.257Д) или маломагнитной стали (пр.257М) - остановились на первом и решили в дальнейшей работе применять нормы обитаемости и запасов пресной воды, принятые в проектировании боевых катеров. Главным наблюдающим от ВМФ по проекту 257Д стал полковник А.Т.Ильичев.

На новом БТЩ по сравнению с предшественниками удалось снизить уровень магнитного поля почти в 50 раз, акустического в 10, а электрического в 5. Удалось достичь и значительного снижения гидродинамического поля. В качестве материала корпуса применили древесину и фанеру, для фундаментов, механизмов, устройств и оборудования частично или полностью использовали маломагнитную сталь и легкие сплавы. Кроме того, размагничивающее устройство содержало как общекорабельные, так и местные (для наиболее крупных механизмов или элементов электрооборудования) компенсирующие обмотки с системой автоматического регулирования тока. С целью снижения электрического поля использовались диэлектрическое покрытие всех деталей, соприкасавшихся с забортной водой, и изоляция донно-забортной арматуры, валопроводов, тральных механизмов и деталей тралов. Уменьшение же акустического поля достигалось специальной амортизацией конструктивных элементов корпуса, фундаментов главных и вспомогательных механизмов, созданием малошумных гребных винтов и устройства для подвода воздуха к ним. И наконец, благодаря малому водоизмещению, повышалась их защищенность от подрыва на минах с гидродинамическими взрывателями.

Особенностью пр.257Д стало и его вооружение включающее лишь буксируемый телевизионный искатель мин, электромагнитный искатель-уничтожитель донных мин и контактный трал. При этом тралы и искатели на корабль принимались разновременно. Самооборона обеспечивалась всего одним спаренным 30-мм автоматом АК-230М в маломагнитном исполнении, управляемым от ПУС "Колонка". Главная энергетическая установка была двухвальной, включавшей два быстроходных дизеля типа М-870-ФТК мощностью по 1200 л.с. Гребные винты регулируемого шага. Электроэнергетическая система корабля выполнялась на переменном токе напряжением 380В.

Головной корабль пр.257Д "ТМ-4" был построен на Приморском ССЗ в Ленинграде и сдан флоту в конце 1961 года. Всего до 1965 года было построено на трех заводах 20 БТЩ этого проекта (8 на Приморском ССЗ, 5 на Дальзаводе во Владивостоке и 7 на Заводе "Авангард" в Петрозаводске).

Желание разместить на этом БТЩ постоянное тральное вооружение привело в 1961 году к появлению модификации пр.257ДМ. При сохранении всех основных элементов прототипа, за исключением небольшого увеличения водоизмещения, БТЩ помимо поиска, обозначения и уничтожения донных мин и траления контактных якорных мин, теперь мог вести борьбу с донными минами, оснащенными комбинированными, якорными минами с акустическими взрывателями, а также с активными (по способу перемещения в водной среде) минами. Это позволяло применять БТЩ пр.257ДМ не только для поиска и уничтожения мин на рейдах, в гаванях и на прибрежных фарватерах, но также обеспечивать проводку своих кораблей и судов в прибрежных районах моря.

Противоминное вооружение этих БТЩ было вполне современным и разновременно могло включать телевизионный и электромагнитный искатели, а также электромагнитный искательуничтожитель мин. В комплект тралов входили: соленоидный электромагнитный и акустический (первый вариант комбинации тралов); петлевой электромагнитный и акустический (второй вариант); контактный с акустическим (третий вариант), а также трал для активных мин, представлявший собой комбинацию контактного и новых акустических тралов других типов. Управление режимами работы тралов производилось единой аппаратурой управления.

Головной БТЩ пр.257ДМ был построен на ССЗ "Авангард" в городе Петрозаводске и вступил в строй ВМФ 25 октября 1964 г. Всего по этому проекту до 1972 года было построено на двух заводах 40 БТЩ (27 на ССЗ "Авангард" и 13 на Дальзаводе во Владивостоке).

Базовый тральщик "БТ-259" был построен на судостроительном заводе "Авангард" в Петрозаводске в 1967 году (заводской №33), вступил в состав Черноморского флота.

Входил в состав 115-го дивизиона тральщиков 20-й дивизии кораблей ОВР ЧФ.

Затем входил в состав 31-го дивизиона базовых тральщиков 92-й ордена Ушакова I степени бригады тральщиков. В 1982 г. тральщик был передан в состав 184-й бригады кораблей охраны водного района, с базирование на Поти.

Корабль был исключен из списков Черноморского флота в мае 1993 г.

Этим кораблем командовали:
- капитан-лейтенант Крепкер Н.И.;
- старший лейтенант Сороколетов Евгений Васильевич;
- старший лейтенант Анисимов Сергей Владимирович.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте