Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Учебное судно "Днестр"

 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 3134 т.
Размеры: длина - 103,6 м, ширина - 12,2 м, осадка - м.
Силовая установка: паровая, 3127 л.с.
Скорость полного хода: 14 узлов.
Дальность плавания: 4700 миль при 12 узлах.
Экипаж: 120 чел.

История судна:
Мобилизованное судно

В 1868 г. в Англии на заводе Caird & Co. в Гриноке был построен трехпалубный товаро-пассажирский пароход "Гользация" вместимостью 3134 брт. Он имел железный корпус, восемь паровых котлов, одну паровую машину мощностью 2150 и. л. с. При запасе угля 700 т и скорости 12 уз, дальность плавания составляла 4700 миль. Пароход имел две железные мачты с парусным вооружением брига. Он мог перевозить до 740 пассажиров при собственном экипаже в 120 чел.

Судно работало на Hamburg America Line, совершая пассажирские рейсы из Гамбурга в Нью-Йорк.

Добровольный флот России приобрел это судно "для крейсерской службы". "Гользация" 14 июня 1878 г. прибыла в Кронштадт и получила новое название "Россия". В Балтийский флот оно было зачислено как крейсер I ранга, и Кронштадтский порт приступил к его переоборудованию. На верхней палубе предполагалось разместить приобретенные в Германии три 170-мм и два 150-мм нарезные орудия, а также две 9-фунтовые и две 4-фунтовые отечественные пушки.

К этому времени на Берлинском конгрессе были урегулированы все проблемы русско-турецкой войны 1877-1878 гг., политическая обстановка несколько разрядилась, надобность во вспомогательных крейсерах отпала и 21 июля "Россию", исключив из списка судов Балтийского флота, возвратили Добровольному флоту.

Пароход переоборудовали для перевозки войск и приписали к Санкт-Петербургскому торговому порту. Уже 1 сентября 1878 г. "Россия" прибыла в Сан-Стефано и приступила к приемке возвращавшихся из Болгарии на родину русских войск.

В октябре-декабре пароход прошел ремонт и переоборудование для военных целей. Теперь в случае мобилизации на верхней палубе в носовой части крейсера ставилось одно 170-мм, а в корме одно 210-мм орудие. Кроме того, в закрытой батарее, расположенной на жилой палубе, располагались побортно четыре 150-мм орудия.

После переоборудования судно назначили для перевозки войск во Владивосток. Тогда же, в очередной раз пересмотрели состав артиллерийского вооружения. На этот раз было решено установить по две 150-мм пушки в носу и корме, четыре 87-мм орудия по бортам и две скорострельные пушки Энгстрема на мостике. В мае 1880 г. все вооружение со станками, боезапасом и принадлежностями погрузили в трюмы «России».

В первое свое плавание во Владивосток "Россия" вышла из Кронштадта 20 июня 1880 г. имея 1350 т казенного груза, две миноноски на верхней палубе, 59 офицеров, 994 нижних чина и 19 пассажиров. Весь переход занял 54 дня. "Россия" вернулась в Одессу с грузом чая и в дальнейшем чередовала рейсы на Дальний Восток с перевозками по Черному морю.

Поскольку артиллерия хранилась в тесных и сырых трюмах, "для сбережения" в июне 1881 г. во Владивостоке все артиллерийское вооружение было снято и сдано на хранение в порт. Морское министерство 14 июня 1885 года переквалифицировало "Россию" в военный транспорт с вооружением две 152-мм пушки на деревянных станках и четыре 9-фунтовые образца 1877 г. орудия. Это вооружение было доставлено во Владивосток и сдано на хранение в порт.

Зимой 1889-90 г. на "России" были установлены шесть новых паровых котлов и один вспомогательный, предназначавшийся для обеспечения работы подъемных кранов и брашпиля. Паровую машину переделали, при этом ее мощность увеличилась до 3127 и. л. с., в результате чего скорость полного хода возросла до 14 узлов.

В мае-июне 1891 г. "Россия» находилась в Петербургском порту, принимала груз пироксилина и динамита для доставки на Дальний Восток. Утром 26 июня судно прибыло в Порт-Саид. Около 15 часов от самовозгорания пакли загорелся груз в переднем трюме. За деревянной перегородкой находились ящики с патронами и запалы для орудий, ниже лежали бочки со скипидаром.

Команда действовала решительно и умело. В помощь от порта доставили три паровые помпы и, чуть позже, еще одну с английского стационера. К семи вечера пожар был потушен. При этом было "подпорчено" 2/3 груза. «Россия» была вынуждена идти в Одессу и обновив груз 1 августа вышла во Владивосток.

За 16 лет службы пароход "Россия" прошел 509 тыс. миль. Требующее ремонта судно после прибытия в Одессу 28 июля 1894 г. выставили на продажу, считая его дальнейшую эксплуатацию коммерчески не выгодной. "Россия" перешла в Николаев, где 11 ноября подписали акт о ее приемке в казну с переименованием в "Днестр" и передачей Морскому ведомству.

13 ноября 1894 г. учебное судно "Днестр" было зачислено в состав Черноморского флота с экипажем из 10 офицеров и 163 нижних чинов. В течение зимы оно было отремонтировано. Новое учебное судно для кратковременных перевозок по Черному морю могло принимать на борт до 2000 человек. Артиллерийского и минного вооружения оно не имело.

Кампанию 1895 г. "Днестр" начал 1 апреля, совершив переход в Севастополь, где принял для практики 228 учеников школы машинистов и кочегаров. Затем, находясь в составе Практической эскадры, участвовал в маневрах с высадкой десанта, перевозил грузы Военного ведомства и закончил кампанию 21 сентября.

С 1 января 1896 г. Севастопольский порт начал на "Днестре" работы по установке электрического освещения, ремонту вспомогательного котла и монтажу дополнительных иллюминаторов. Тогда же на транспорте смонтировали переносную церковь.

Большую часть времени "Днестр" стоял на якоре в Севастополе, совершая короткие учебные рейсы по Черному морю, перевозя казенные грузы и участвуя в ежегодных десантных учениях Практической эскадры.

В 1901 г. "Днестр" освидетельствовала комиссия Севастопольского порта, доложившая по инстанции что "корпус сохранился хорошо и прослужит несколько десятков лет. Машина требует незначительного ремонта, ей предстоит долголетняя служба, котлы через 4-5 лет необходимо заменить". При этом комиссия отметила, что ученики машинной школы обучаются на устаревших механизмах. В течение 1903 г. была отремонтирована паровая машина и упразднено парусное вооружение судна.

В сентябре 1904 г. "Днестр" участвовал в крупных десантных учениях Черноморского флота, а в октябре начались работы по размещению на нем минной школы. Были установлены два надводных траверзных 380-мм торпедных аппарата и стеллажи для хранения торпед. В конце ноября ученики минной школы перебрались на "Днестр", который стоял у северного берега Южной бухты Севастополя.

В сложные ноябрьские дни 1905 г. офицеры пытались удержать ситуацию на судне под контролем, хотя в команде наблюдалось определенное недовольство. Матросы "настойчиво потребовали», чтобы старший офицер покинул судно. Это требование было исполнено, затем 15 ноября на "Днестр" пришли два матроса из дивизии и потребовали поднять на мачте красный флаг в знак присоединения к восставшим, что и было выполнено командой.

По судам с красными флагами верные правительству войска открыли огонь. "Днестр" обстреливали полевая батарея и пехота из пулемета и ружей. При первых же выстрелах красный флаг был спущен и поднят флаг Красного Креста. Матросы стали бросаться в воду, чтобы добраться до берега. Там их брали под арест солдаты Белостокского полка. Обстрел "Днестра" продолжался всего 10 мин, судно получило четыре небольшие пробоины в левом борту и мелкие повреждения рангоута. Жертв не было. 17 ноября на "Днестре" были арестованы 23 мятежника.

В кампании 1906 и 1907 гг. учебное судно "Днестр" использовалось для размещения минной школы и служило транспортом. К марту 1908 г. с него были сняты торпедные аппараты, а в конце апреля 1908 учебное судно "Днестр" было зачислено в состав отряда подводного плавания как база-конвоир. Затем его переклассифицировали в блокшив №5 с переводом в действующий флот и установили на якорях в Южной бухте Севастополя. У бортов поставлены плотики для швартовки лодок.

16.06.1915 г. блокшив №5 исключили из состава флота и сдали в порт, где использовали для хранения мин.

В конце 1916 г. он был затоплен в Трапезунде для ограждения акватории временного Транзундского военного порта.

 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте