Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Буксирный пароход "Этор"

 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 102 т.
Размеры: длина - 18,6 м, ширина - 4,8 м, осадка - 3 м.
Скорость полного хода: 9 узлов.
Силовая установка: паровая, 120 л.с.
Дальность плавания: - миль при 7 узлах.
Вооружение: 2х1 76-мм орудия.
Экипаж: 11 чел.

История судна:
Мобилизованный буксирный пароход

В 1896 г. на Одесской верфи Товарищества "Беллино-Фендерих" по заказу Южнорусского общества плавучих элеваторов из Николаева строился стальной одновинтовой буксирно-ледорезный пароход "Этор". Паровая машина типа "компаунд" смешанного давления двойного расширения мощностью 120 л.с. обеспечивала буксиру скорость хода в 9 узлов.

В начале 1897 г. судно было передано заказчику, порт приписки - Николаев. В 1911 г. буксирный пароход прошел капитальный ремонт с заменой котла.

Во время Первой мировой войны судно привлекли по военно-судовой повинности и включили в состав Черноморского флота как посыльное судно Отряда охраны лиманов. Вооружение судна - два 76-мм орудия.

На 01.01.1918 г. "Этор" числился катером Северо-Западной части лиманов. В мае 1918 г. судно было захвачено австро-венгерскими войсками. Позже его разоружили и вернули прежнему владельцу.

Во время Гражданской войны 15.06.1920 г. буксир снова был мобилизован и вооружен. С 03.07.1920 г. он в качестве посыльного судна №4 был зачислен в состав Действующего отряда Морских сил Черного моря.

08.06.1921 г. судно под прежним наименованием "Этор" передали в Управление по безопасности кораблевождения Черного и Азовского моря (Убеко Черноаз). С октября 1921 г. буксир числился в составе плавучих средств Госсудоподъема. 19.06.1922 г. его разоружили и передали Госторгфлоту. Буксир снова начал служить в Южнорусском обществе плавучих элеваторов, порт приписки - Одесса.

В 1935 г. "Этор", имея на буксире баржу, следовал из Днепро-Бугского лимана в Одессу. При выходе в море караван попал в шторм. Ночью при сильном волнении был обнаружен крен на нос. Началось поступление воды в машинное отделение. Несмотря на принимаемые командой отчаянные усилия по ликвидации течи, буксир начал тонуть. С целью спасти людей машина на "Эторе" была застопорена и буксир отрублен. Экипаж на шлюпке перебрался на баржу. Вскоре начались работы по подъему буксира. Водолазы ЭПРОНа установили причину гибели судна. Оказалось, что поступление воды на буксир происходило через не закрытый с левого борта иллюминатор, через который в шторм вода попадала внутрь судна. В результате халатности экипажа, не проверившего задрайку иллюминаторов, буксир погиб. За допущенную беспечность капитан "Этора" был отдан под суд. После ремонта в 1938 году буксир числился в составе судов местного транспортного флота Одесского портоуправления как буксир для портовых работ.

В начале Отечественной войны буксир по плану мобилизации подлежал передаче боновой партии ОВРа Главной базы Черноморского флота. Однако 07.07.1941 г. "Этор" был включен в состав судов Черноморско-Азовского бассейнового управления.

С приближением фронта и началом эвакуации Одессы, "Этор" 28.07.1941 г. принимал участие в выводе из ковша судоремонтного завода имени А. Марти в море нового сварного 5-ти тысячного плавучего дока. С августа этого же года буксир стал нести бессменную вахту на боновых заграждениях Одесского порта. Под непрерывной бомбежкой и артиллерийскими обстрелами "Этор" совместно с буксиром "Ульянов" до окончания эвакуации города открывали и закрывали боны для прохода транспортов. При оставлении Одессы выведен в Севастополь в последний момент с 75-ю краснофлотцами, хотя изначально он предназначался к подрыву в Одессе.

После ухода в Севастополь и далее на Кавказское побережье 28.10.1942 г. "Этор" был мобилизован, принят от НКМФ и в качестве буксира зачислен в состав плавучих средств тыла Черноморского флота. 24.06.1942 г. буксир переклассифицировали в катерный тральщик и после переоборудования 14.07.1942 г. его под наименованием "КАТЩ-162" включили в боевой состав флота. С 08.02.1943 г. он входил в состав Азовской военной флотилии ЧФ.

28.03.1944 г. во время шторма "КАТЩ-162" вышел из бухты Опасной в Керченском проливе в бухту Чушка. Сильной волной тральщик захлестнуло, и он быстро затонул. 31.05.1944 г. его исключили из состава флота.

 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте