Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Танкер "Кремль"

 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 16000 т.
Размеры: длина - 140 м, ширина - 17,12 м, осадка - 8,6 м.
Скорость полного хода: 11,5 узлов.
Дальность плавания: - миль на - узлах.
Силовая установка: дизельная, 2800 л.с., 2 вала.
Грузоподъемность: 10000 т.
Экипаж: 46 чел.

История судна:
Мобилизованный танкер

Еще не была завершена постройка первых отечественных танкеров "Азнефть" и"Грознефть", а жизнь страны требовала скорейшего увеличения танкерного флоте. В связи с этим 07.11.1925 г. на судостроительном заводе в Николаеве было заложено головное судно "Эмбанефть" серии из шести танкеров. Первое судно сдали в 1929 г. Однако по некоторым причинам постройка судов серии задержалась, и последний танкер "Донбасс" был сдан только в 1938 г. Постройка осуществлялась под наблюдением Регистра СССР.

Корпус судна был построен по продольной системе и имел 20 танков и 20 летних цистерн для жидкого груза. Машинное отделение располагалось на корме. Теплоход имел полубак, полуют и среднюю надстройку, соединенные переходным мостиком. Вне танков корпус построен по поперечной системе по правилам Английского Ллойда. По всей длине машинного отделения суда имели двойное дно.

В средней надстройке по бортам располагались 6 одноместных кают для помощников капитана, механиков и одна двухместная - для практикантов. В средней части находились
кают-компания, каюты первого помощника капитана и старшого механика. Здесь же были каюта буфетчика, буфет, канцелярия, санблок и помещение для аварийного агрегата. На шлюпочной палубе находились каюта капитана, радиостанция, каюта радиста и лоцманская каюта. В полуюте располагались каюты команды, кабинет старшего механика, столовая команды и помещение для сухой провизии. На нижней палубе над ахтерликом были рефрижераторная кладовая и углекислотная рефрижераторная установка холодопронзводицельностью около 7000 ккал/ч.
Рулевая машина - электрическая мощностью 17,6 кВт. Запасный рулевой привод паровоздушный ручной Системы Девиса. Кормовой шпиль также электрический с двигателем мощностью 40 кВт. Расположенный на баке сухогрузный трюм обслуживался двумя электролебедками с двигателями мощностью по 11 кВт.

Грузовые и зачистные насосы находились в специальном отделении е носовой части судна. Два грузовых электрических насоса имели подачу по 250 т/ч при напоре 50 м вод.ст. Мощность электродвигателей по 62,5 кВт. Два эачистных поршневых электронасоса с вертикальными двигателями и редукторами имели подачу по 65 т/ч при напоре 50 м вод. ст. Мощность двигателей по 18,4 кВт.

На судах было установлено по два главных четырехцилиндровых двигателя мощностью по 1030 кВт (1400 л. с.) при частоте вращения 110 об/мин. Двухтактные, компрессорные, крейцкопфные, реверсивные двигатели типа "Зульцер" были построены Николаевским судостроительным заводом. Диаметр цилиндров 600 мм при ходе поршней 1060 мм. Смазка цилиндров и компрессоров осуществлялась посредством лубрикаторов, смазка движущихся частей - циркуляционная. Двигатели охлаждались забортной водой.

От коленчатого вала двигателя приводились продувочный насос, компрессор, который мог обеспечивать оба двигателя при мощности 75 % номинальной, насос системы охлаждения, масляный и трюмный насосы. Каждый двигатель имел валоповоротиый привод с электродвигателем мощностью 3,3 кВт. Изготовление двигателей велось под наблюдением Регистра СССР. Подшипники были залиты баббитом, дейдаудные трубы - стальные. К дейдвудным трубам подводились охлаждающая вода и смазка. Гребные винты четырехлопастные, стальные, цельнолитые.

Электрическая станция состояла из трех дизель-генератор-компрессоров. Генераторы постоянного тока напряжением 120 В мощностью 100 и 65 кВт приводились от двигателей типа "Зульцер" с частотой вращения 300 об/мин, а генератор мощностью 32 кВт также постоянного тока напряжением 120 В - от двигателя типа "Дейц" с частотой вращения 430 об/мин. Кроме того, имелся аварийный агрегат, состоявший из дизеля мощностью 6 кВт, генератора и компрессора. Дизель имел частоту вращения 1000 об/мин и запускался вручную.

Котельная установка располагалась на платформе машинного отделения. Она состояла из двух вспомогательных котлов с мазутным отоплением и двух утилизационных. Вспомогательные котлы огнетрубные, оборотные, утилизационные, вертикальные. Все котлы рассчитаны на давление 0,6 МПа. Котельная установке обеспечивала отопление, подогрев груза и подогрев воды в балластных танках.

На судах имелись электроприводные насосы, находившиеся в машинном отделении и в других отсеках. Среди них - поршневой трюмный насос с подачей 35 т/ч при напоре 30 м вод. ст. с мощностью двигателя 5,9 кВт; носовой поршневой балластно-пожарный насос с подачей 80 т/ч при напоре 30 м вод. ст. с мощностью двигателя 29 кВт; топливоперекачивающий насос с подачей 15 т/ч при напоре 30 м вод. ст. с мощностью двигателя 33 кВт; балластно-пожарный центробежный насос с подачей около 100 т/ч при напоре 75 м вод. ст. с мощностью двигателя 44 кВт и др.

Танкер "Союз водников СССР" (серийный, типа "Эмбанефть") был построен на судостроительном заводе им. А.Марти в Николаеве в 1930 г. (строительный №204). Вошел в состав Черноморской главной конторы Совторгфлота. Затем входил в состав пароходства "Совтанкер", порт приписки - Батуми.

В 1938 г. танкер получил наименование "Кремль".

С первых дней Великой Отечественной войны экипаж танкера "Кремль" активно включился в перевозки горючего, вооружения и войск для фронта. При выходе из Севастополя 03.11.1941 г. (капитан Г.Т. Яковлев) в 20.03 танкер подорвался на мине, получив обширные повреждения правого борта - более 50 кв.м. остался на плаву и пришел в порт назначения - Туапсе.

Летом 1942 г. "Кремль" был снова введен в эксплуатацию. Однако на нем так и не были закончены работы по устранению боевых повреждений. В затопленном состоянии находился сухогрузный трюм, носовое помповое отделение, танк № 1. поврежденным оставался и форпик. Грузоподъемность судна уменьшилась до 7 тысяч тонн. Несмотря на это он продолжал совершать боевые рейсы.

С 18.04.1942 г. до 06.11.1943 г. числился в составе Черноморского флота в качестве военизированного судна.

31.03.1943 г. у мыса Пицунда в 13.50 танкер "Кремль", который шел с бензином из Батуми в Туапсе, немосмотря на охранение, получил попадание торпеды с подводной лодки в левый борт. И тут произошел единственный в своем роде случай, благодаря которому судно и его экипаж были спасены от нависшей над ними смертельной опасности. Дело в том, что вражеская торпеда попала в танк с бензином. Но на этот раз, как говорится, имело место исключение. Взорвавшаяся торпеда разворотила палубу и борт. Столб бензина поднялся высоко в воздух и затем рухнул вниз на судно. Если бы возник пожар, что казалось неизбежным, все члены экипажа и само судно сгорели бы полностью. Но случилось непредвиденное: масса бензина, поднятая взрывом, падая, потушила пламя взрыва, и пожар не возник. Моряки сумели устранить основные повреждения механизмов и довели судно своим ходом до порта Батуми.

25.09.1944 года было восстановлено Черноморское нефтеналивное пароходство "Совтанкер". "Кремль" снова вошел в его состав. В октябре 1944 г. танкер был поставлен на капитальный ремонт, на завод в румынской Констанце, где сохранился плавучий док. После ремонта судно снова вошло в строй действующего флота и выполняло ответственные рейсы.

В 1947 г. танкер "Кремль" впервые в истории советского танкерного флота успешно совершил рейс в Антарктику к китобойной флотилии "Слава". С 1953 г. танкер служил в составе Черноморского государственного морского пароходства, а с 1964 г. - Черноморского морского пароходства.

В 1963 г. после 30-летнего плавания ветеран танкерного флота был переоборудован под бункеровочную базу в порту Одесса, а затем переведен в порт Жданов.

В 1970 г. судно вывели из эксплуатации и в 1983 г. отбуксировали в Картахену (Испания). 10.08.1983 г. началась его разборка на металлолом.

 
       
© Kchf.ru, 2001-2019 - о сайте