Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Ледокол №7

 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: - т.
Размеры: длина - 41,54 м, ширина - 9,42 м, осадка - 5,60 м.
Скорость полного хода: 12 узлов.
Дальность плавания: - миль.
Силовая установка: котломашинная, 1200 л.с.
Экипаж: - чел.

История судна:
Мобилизованное судно

Во время первой мировой войны по заказу Министерства торговли и промышленности (МТиП) России в декабре 1915 г. на судоверфи South Shields (Charles Rennoldson & Co.) в Ньюкасле, Англия, началась постройка стального винтового портового ледокола "Ледокол VII» (строительный №180). Судно вместимостью 564,06 брт имело длину 41,54 м, ширину 9,42 м и осадку 5,60 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1200 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 12,0 узлов. 14.10.1916 года он был спущен на воду и 01.12.1916 г. передан заказчику.

После прихода в Романов-на-Мурмане 11.01.1917 года "Ледокол VII" был мобилизован и и включен в качестве портового ледокольного парохода в состав судов флотилии Северного Ледовитого океана. Он до лета 1917 г. оставался в Кольском заливе и использовался в это время как буксир и спасатель, участвуя в попытках зимнего подъема затонувшего у Иоканьги ледореза "Канада". 01.04.1917 г. его вернули МТиП.

Во время гражданской войны к лету 1918 г. ледокол числился во флотилии белых, но 26.02.1920 г. года его в Архангельске захватили красные. 18.04.1920 г. судно было снова мобилизовано и в качестве ледокола зачислено в состав Беломорской флотилии, а с 24.04.1920 г. вошло в состав Морских сил Северного моря (МССМ). В ноябре 1920 года ледокол передали Беломортрану. "Ледокол VII" включили в состав судов Управления Архангельского торгового порта.

В 1923 г. его передали в состав Управления Одесского торгового порта. Из Архангельска он вышел совместно с "Ледоколом V". В декабре 1923 г. они прибыли в порт назначения, и портом приписки "Ледокола VII" стала Одесса.

21.02.1937 г. он затонул во время шторма. Всего погибло 35 человек. В мае 1937 г. выездная сессия воднотранспортной коллегии Верховного суда СССР установила, что по вине бывшего начальника службы эксплуатации пароходства и начальника Одесского порта ледокол, вернувшийся с тяжелой ледовой кампании, был отправлен в рейс без проверки его мореходных качеств. Виновные были осуждены к длительным срокам лишения свободы. Вскоре судно подняли и отремонтировали. В 1938 г. уже под наименованием "№ 7" он в качестве ледокола числился в составе служебно-вспомогательного флота Николаевского портоуправления, порт приписки - Николаев.

С начала Отечественной войны ледокол использовался для перевозки военных и народно-хозяйственных грузов. Так 28.07.1941 г. "№ 7" в качестве буксира-толкача принял участие в переводе теплоходом "Кубань" пятитысячного нового сварного дока Одесского завода имени Марти из Одессы к Феодосии. Оттуда "№ 7", приняв буксир с "Кубани", с помощью буксиров "Соломбала" и "Снег" увел док в Мариуполь. Позже "№ 7" прибуксировал из Херсона в Одессу корпус четырехтысячного железобетонного дока. 11.09.1941 г. приняв на буксир баржу с боеприпасами, ледокол последовал из Севастополя в Одессу. При подходе к порту 12.09.1941 г. из-за сильных артобстрелов ледоколу не разрешили заходить в гавань, а пережидать в море. Лишь 13 сентября в 14 часов поступило разрешение на прорыв в порт. С третьего захода ледокол под сильнейшим обстрелом и бомбежкой, получив повреждения корпуса от осколков и потеряв несколько человек убитыми и ранеными, прорвался в Одессу. Этим же вечером, буксируя болиндер с боеприпасами и техникой, ледокол пошел на Тендру. Там он принял участие в спасении людей с потопленного вражеской авиацией теплохода "Молдавия". Ледокол спас 39 человек.

19.09.1941 г. "Ледокол № 7" на Тендре принял на буксир поврежденные военные корабли Дунайской флотилии и 24 сентября привел их в Севастополь. Исправив повреждения, ледокол с болиндером груженым боеприпасами снова пошел в Тендровский залив. В 22 часа 26.09.1941 г. судно прибыло по назначению. Однако никто из военных властей его не встретил. Сдав болиндер дежурному краснофлотцу, капитан ледокола на свой страх и риск, взяв на буксир две баржи с ранеными и техникой, отбиваясь с помощью сторожевого катера "СК-078" от торпедоносцев, 28.09 вернулся в Севастополь. После этого в Тендровский залив ледокол с баржами совершил еще два аналогичных рейса. 09.10.1941 г. загруженный до предела ледокол "№ 7" с баржами на буксире навсегда покинул Одессу.

Во время обороны Севастополя 19.11.1941 г. ледокол "№ 7! в качестве спасателя под охраной базового тральщика "Т-412" сопроводил в Севастополь транспорт "Курск", первым доставивший защитникам города 3000 винтовок, 100 пулеметов и боеприпасы.

10.03.1942 г. "Ледокол № 7" был мобилизован в состав Черноморског флота. Он ходил на линии снабжения Крымского фронта из Новороссийска в Керчь. Следуя очередным рейсом из Новороссийска с баржей на буксире, 20.04.1942 г. в Керченском проливе у мыса Такиль "Ледокол № 7" подорвался на магнитной мине, выставленной авиацией противника. Погибло 25 человек, спаслось 11 человек.

02.05.1942 г. "Ледокол №7" был исключен из списков флота.

После войны в 1950 г. ледокол был поднят и в 1954 г. разрезан на металлолом.

 
       
© Kchf.ru, 2001-2019 - о сайте