Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
   

Транспорт "Василий Чапаев"

 
 
 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 4740 т.
Размеры: длина - 86,65 м, ширина - 12,1 м, осадка - 6,2 м.
Скорость полного хода: 9,5 узлов.
Дальность плавания: 1300 миль.
Силовая установка: дизельная, 1200 л.с.
Вооружение: 2х1 45-мм орудия.
Грузоподъемность: 3000 т.
Экипаж: 25 чел.

История судна:
Мобилизованное грузовое судно

По предварительному заданию Совторгфлота конструкторы Центрального бюро по морскому судостроению разрабатывали в конце 20-х годов ХХ века эскизный проект каботажного судна для Черного моря в нескольких вариантах: с паровой машиной, с дизелем и с расположением машинно-котельной установки в корме. 31.03.1927 г. Правление Совторгфлота рассмотрело представленные проекты и сформулировало окончательное задание. Судно предназначалось для срочной доставки грузов в порты Черного моря. Отсюда определялся и характер его работы - короткие переходы и довольно длительные стоянки в портах под погрузкой-разгрузкой. В данном случае преимущество на стороне дизеля. Ведь давление пара в котле пришлось бы поддерживать и на стоянке за счет дополнительного расхода топлива, а дизель на это время можно останавливать.

При рассмотрении нового эскизного проекта, состоявшемся в августе того же года, заказчик в основном одобрил его, подтвердив свое прежнее задание. Прежде чем приступать к рабочему проектированию, конструкторам предлагалось провести испытание модели в бассейне, чтобы гарантировать требуемую скорость 10 узлов. Когда все вопросы были согласованы и утверждены, можно было ожидать, что завершение проектирования - дело ближайшего будущего. В действительности все вышло иначе.

Испытывая острую нехватку тоннажа на внешних линиях, руководители Совторгфлота сочли, видимо, большим расточительством строить новейшие суда только для прибрежного плавания. И уже к концу года, не касаясь конструктивной части задания, они изменили район плавания судна. Теперь ему предназначалось совершать рейсы не только вдоль берегов Черного и Азовского морей, но и на Ближний Восток, с заходом в порты Восточного Средиземноморья. Увеличение протяженности рейсов, изменение условий плавания вынудили конструкторов коренным образом переделывать проект. Однако на этом их хлопоты не кончились.

Весной 1928 г. Совторгфлот еще раз меняет точку зрения на требования, которым должно удовлетворять проектируемое судно. Оно должно быть универсальным, приспособленным для перевозки разнородных грузов - хлеба, руды, угля и, не базируясь на какие-либо определенные порты, работать там, где есть возможность получать грузы. Отсюда для черноморских теплоходов наметились три района плавания: Мурманск - Ливерпуль, Лондон, Гамбург; Ленинград - Гулль, Гавр; Черное море - Александрия, Генуя, Марсель. Выход этих судов на международные пинии вступал в противоречие с их малой грузоподъемностью, и конструкторам предложили поднять ее до 3000 т.

Первые два судна этой серии "Цюрупа" и "Скворцов-Степанов" заложили на Николаевском судостроительном заводе лишь в 1930 г. и почти одновременно еще два - "Ногин" и "Анри Барбюс" - в Севастополе. "Цюрупу" заказчик принял в конце 1932 г., остальные три - в течение следующего года. На освободившихся стапелях заложены еще пять судов, но из-за обострившейся международной обстановки, в 1936 г., их законсервировали.

Весной 1937 г. в Москве проходило совещание Наркомвода и Цупромвода с участием А.Микояна, на котором решался вопрос завершения строительства ранее законсервированных судов. Достройку "Тимирязева" и "Лепсе" поручили Херсонскому судостроительному заводу имени Коминтерна, который и выполнил это задание в 1939-1941 гг. Суда "Чапаев" и "Ульянов" достроены на Мариупольском судоремонтном заводе. Таким образом серия этих теплоходов, названных по имени головного судна "Тип Цюрупа", состояла из 9 судов. С первых же дней войны черноморские каботажные суда были мобилизованы.

Сухогруз "Василий Чапаев" был заложен на судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве, спущен на воду в 1935 г., достроен в 1940 г. на Мариупольском СРЗ и вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства.

С 27.07.1941 г. был мобилизован и числился в составе ЧФ в качестве транспорта.

23.03.1942 г. транспорт " Василий Чапаев" (капитан П.И. Степанов) следовал из Поти в Севастополь в охранении эсминца "Шаумян" и 2 сторожевых катеров. На борту судна находились 233 человека маршевого пополнения, 8 122-мм, 3 107-мм и 10 47-мм орудий, 6 автомашин, 276 лошадей, 195 тонн чугунного литья, 25 тонн обмундирования.

В 19.40 в 40 милях южнее Херсонесского маяка в точке 43°54'N 33°20'E транспорт был атакован торпедоносцем He-111. Транспорт уклонился от одной торпеды, но в 19.55 получил попадание торпедой в кормовую оконечность. Пробоина оказалась настолько большой, что завести пластырь оказалось невозможно. Трюм №4 полностью заполнился водой. Через тоннель гребного вала началось затопление машинного отделения. Капитан отдал распоряжение спустить на воду шлюпки. Шлюпки отходили от борта переполненными, и одна из них перевернулась. Оставшимся на борту было приказано прыгать в воду и плыть к кораблям охранения.

В 20.09 транспорт "Василий Чапаев" затонул. Корабли охранения спасли 173 человека. Погибли 16 членов экипажа и 86 красноармейцев. Глубина на месте гибели около 2000 метров.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте