Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
             
   
 
 
         
      АК-725  
 
АК-725
 
АК-725
 
АК-725
 
АК-725
 
АК-725
 
АК-725
 
 
57-мм спаренная корабельная артустановка
 

К середине 50-х годов XX века потребовалось создать принципиально новый тип корабельной артустановки, ТТЗ на которую было утверждено заместителем главкома ВМФ 30 ноября 1956 года, а проектирование артсистемы ЗИФ-72 (такой индекс она получила) велось в ЦКБ-7 под руководством А.И.Арефьева. Техническое проектирование установки было закончено в апреле 1958 года.

В течение 1959 года на заводе номер 7 изготовили опытный образец, который до конца 1960 года прошел заводские (в объеме 3040 выстрелов) и - в два этапа - государственные полигонные испытания (в объеме 4384 выстрела). Испытания выявили низкую живучесть стволов при удовлетворительной работе всей системы. Потребовалось еще два года на отработку более прочной конструкции стволов, позволившей автомату производить не менее 750 выстрелов.

Первую артустановку из головной партии отправили на корабль пр.204 (заводской № 201). Государственные корабельные испытания в объеме 2000 выстрелов прошли в районе Керчи с 4 января по 5 июля 1963 года. Согласно заключению комиссии, она их выдержала и была рекомендована к принятию на вооружение (постановление СМ и приказ министра обороны, май-июль 1964 года).

АК-725 оснащена двумя 57-мм автоматами ЗИФ-74. Они стояли и на прежних открытых установках, но отличались ленточным боепитанием и конструкцией стволов с системой непрерывного охлаждения забортной водой, что более чем вдвое увеличивало длину непрерывной очереди и в пять раз уменьшало время последующего охлаждения. Каждая лента включала по 550 звеньев с патронами. При загрузке она подавалась в приемник вручную.

Во время стрельбы подача ленты из бункера и работа автоматики осуществлялись за счет энергии откатных частей. Затвор автомата клиновой, вертикально перемещающийся в пазах накатника. Первое заряжание и перезарядка автоматов производились с помощью гидравлических механизмов. Тормоз отката/наката - гидравлический, веретенного типа, с иглой и компрессором. Оба автомата находились в одной люльке, представляющей собой стальную сваренную из литых элементов конструкцию коробчатого сечения, закрепленную в подцапфенниках ладыг станка. Последний устанавливался на шаровом основании, зубчатый обод которого был неподвижно закреплен на уравнительном кольце палубы и имел направляющий штырь, проходящий через него с нижней палубы корабля.

Башня АК-725 не имела брони, так как боевой расчет при стрельбе находился вне её. Защита башни предназначалась лишь для предохранения механизмов от атмосферных осадков, воздействия морской и воздушной волн при стрельбе соседних артиллерийских и ракетных установок, поэтому выполнялась из легкого алюминиевого сплава толщиной 6 мм и обеспечивала полную герметичность установки. Для уменьшения количества конденсата, образующегося при отпотевании, внутренняя поверхность башни и часть внешних поверхностей покрывалась теплозащитным материалом (пенополиуретаном).

Установка имела подпалубную часть, прикрепленную к вращающейся части и представлявшую собой систему бункеров, где хранится готовый боекомплект (по 550 патронов на ствол), а также стреляные гильзы и ленты. Обслуживалась артустановка боевым расчетом из двух матросов, которые грузили боеприпасы в бункеры и очищали их.

Автоматы на цель наводились электрическим следящим приводом ЭСП-72 дистанционного управления. В свою очередь, ЭСП-72 управлялся от артиллерийской радиолокационной системы управления стрельбой МР-103 “Барс”. В случае выхода из строя последней было возможно наведение установки от выносного пульта управления с кольцевым прицелом.

В боекомплекте АК-725 имелся лишь один боевой унитарный выстрел с осколочно-трассирующим снарядом, предназначенный для стрельбы как по воздушным, так и по морским (небронированным) целям. Вес выстрела - 6,35 кг, длина 536 мм. Снаряд содержал разрывной заряд массой 0,153 кг. Головной контактный взрыватель МГЗ-57 предохранительного типа обеспечивал разрыв снаряда после его проникания за преграду на глубину до 0,3 м. Если снаряд не встречал преграды, то через 15 - 20 с срабатывал его самоликвидатор. Трассер же служил для обозначения траектории полета снаряда в течение 10 сек.

АК-725 выпускались на заводе №7 с 1961 по 1988 год и оказались последними отечественными серийными 57-мм корабельными установками. Ими вооружались корабли пр. 204, 206М, 775, 1123, 1124, 1134,1134-А, 1171, 1234, 1886 и др.

АК-725 : основные характеристики
Калибр, мм
57
Количество автоматов
2
Длина ствола, клб
75
Угол ВН, град
-10...+85
Угол ГН, град
200
Максимальная скорость наведения, град/с:
вертикальная
48
горизонтальная
58
Радиус обметания по стволам, мм
4485
Масса, кг:
одного автомата
277
качающейся части
3825
установки без ПУС
14 500
ПУС МР-103
3900
Скорострельность одного ствола, выстр./мин
100
Длина непрерывной очереди, выстр.
100
Масса снаряда, кг
2,8
Начальная скорость снаряда, м/с
1020
Дальность стрельбы, м
8420
 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте