Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
             
   
 
 
         
      СМ-24-ЗИФ  
 
57-мм спаренное зенитное орудие СМ-24-ЗИФ
 
57-мм спаренное зенитное орудие
 

14 марта 1946 года было утверждено ТТЗ на 57-мм двухорудийную автоматическую установку для вооружения подводных лодок. В 1947 году в ЦКБ-34 разработали технический проект и рабочие чертежи такой установки, получившей в том же году индекс СМ-24.

В 1948-1950 годах завод № 4 изготовил опытный и два головных образца СМ-24. В октябре 1949 года после заводских испытаний опытного образца приказом министерства вооружений доработка опытного образца СМ-24 была возложена на завод № 7. Опытный образец № 1, после проведения отладочных испытаний на заводе № 4, в декабре 1949 года был доставлен на завод № 7, в том же месяце была получена и рабочая документация из ЦКБ-34.

В ходе испытаний СМ-24 был выявлен ряд недостатков, как то: низкая надежность автомата; расположение наводчиков и прицела исключает слежение за целью при максимальных углах ВН; отступления от ТТЗ по весу установки, скоростям вертикальной и горизонтальной наводке при ручной наводке и углу слежения; отсутствие механизма выключения автомата в опасных зонах.

В январе 1950 года завод № 7 приступил к переработке установки и разработке новых рабочих чертежей. По новым чертежам в декабре 1950 года заводом № 7 был изготовлен опытный образец установки (заводской номер 101) и в том же месяце № 101 прошел отладочные испытания в объеме 215 выстрелов. В январе-апреле 1951 года были проведены заводские испытания, а в июле 1951 года на полигоне были проведены контрольные испытания. В августе-сентябре 1951 года состоялись государственные полигонные испытания, где комиссия указала на плохое антикоррозийное покрытие.

В феврале 1951 года завод № 7 изготовил новый опытный образец установки № 102. В ноябре 1951 года - марте 1952 года установка № 102 была доработана заводом № 7 при участии НИИ-13 (антикоррозийное покрытие) и в марте - апреле 1952 года на полигоне были проведены ее контрольные испытания. В апреле 1952 года установка № 102 была отправлена в Севастополь для проведения государственных корабельных испытаний.

Государственные корабельные испытания на Черном море были проведены в два этапа: в сентябре - октябре 1952 года и в апреле - июне 1953 года в объеме 2057 выстрелов. В процессе корабельных испытаний подводная лодка С-61 пр.613 совершила 25 выходов в море, 77 погружений на глубину 170 - 178 метров. Темп стрельбы на корабельных испытаниях составил: правый автомат - 100,2 - 113,9 выстр/мин.; левый автомат - 100,8 - 115,4 выстр/мин. Практическая скорострельность одного ствола при непрерывном наведении, без учета времени охлаждения составила 80 выстр/мин. Выписка из приемного акта корабельных испытаний на С-61: "Артустановка надежна в работе и может быть эффективно использована через 1 мин. 40 сек. после всплытия подводной лодки при состоянии моря до 3-х баллов в крейсерском положении и до 2-х баллов в позиционном положении. Уплотнения УРС и гидросистемы ненадежны. Производительность существующего на п/л подъемника боеприпасов равна половине скорострельности СМ-24-ЗИФ, поэтому необходим второй подъемник".

По результатам корабельных испытаний СМ-24-ЗИФ была рекомендована к принятию на вооружение. Одна из установок серийного выпуска (№ 148) была подвергнута испытаниям на живучесть в объеме 13 000 выстрелов и выдержала его. Другая установка выпуска 1953 года (№ 164) была доработана и после полигонных испытаний, в апреле 1954 года была направлена в Николаев для прохождения государственных контрольных испытаний, которые были проведены в июне - июле 1954 года на подводной лодке С-89.

Установка СМ-24-ЗИФ принята на вооружение приказом главкома ВМФ № 0033 от 20.01.1955 г. Артустановка СМ-24-ЗИФ имела ствол моноблок. Крутизна нарезов постоянная, первоначально была 35 клб, а затем 30 клб. Автоматика работала за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Досылатель пружинный, длина досылки 715 мм. Заряжание обойменное, в обойме 3 патрона. Тормоз отката гидравлический веретенного типа. Накатник - пружинный. Оба автомата размещены в общей люльке. Универсальный регулятор скорости реверсивный раздельного исполнения № 2,5 для ВН и № 5 для ГН.

Приводы вертикального и горизолнтального наведения имели общий электродвигатель типа МПМ-22, который вместе с пусковым реостатом размещался внутри прочного корпуса лодки. Вывод приводного вала электродвигателя к гидроприводам на установку осуществлялся через специальное сальниковое устройство.

Изготовление артустановки СМ-24-ЗИФ велось с 1951 года по чертежам опытного образца на заводах № 7 и № 232, прицелы изготавливал завод № 357. Первоначально выпущенные установки с № 103 по № 128 имели индекс СМ-24-ЗИФ, последующие установки с № 129 по № 168 и с № 01П по № 55П имели индекс СМ-24-ЗИФ1. Среди конструктивных отличий СМ-24-ЗИФ1 от СМ-24-ЗИФ следует отметить отсутствие угла снижения вертикальной наводки (уменьшен с -6 до 0).

В конце 50-х ХХ века годов установки СМ-24-ЗИФ были сняты с подводных лодок и отправлены на склады, где они хранились по крайней мере до 1991 года..

СМ-24-ЗИФ: основные характеристики
Калибр, мм
57
Длина ствола, клб
78,7
Угол ВН, град
-6/+85
Угол ГН, град
+ 147
Максимальная скорость наведения, град/с:
вертикальная
20
горизонтальная
30
Масса, кг:
7300
Скорострельность, выстр./мин
100
Масса снаряда, кг
6,35
Начальная скорость снаряда, м/с
1020
Дальность стрельбы, м
8420
 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте