Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
             
   
 
 
     
   К300П "Бастион-П"  
 
Комплекс "Бастион"
 
ПКРК "Бастион"
 
БАСТИОН
 
ПКРК "Бастион"
 
ПКРК "Бастион"
 
ПКРК "Бастион"
 
ПКРК "Бастион"
 
 
Противокорабельный ракетный комплекс
 

Подвижный береговой ракетный комплекс "Бастион" с унифицированной сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной ракетой "Яхонт" предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Комплекс "Бастион" обеспечивает защиту побережья протяженностью более 600 км от десантных операций противника, дальнего рубежа политико-административного района в составе единой системы его береговой обороны.

В состав противокорабельного комплекса "Бастион" входят:
- Противокорабельные ракеты "Яхонт" в транспортно-пусковом стакане;
- Самоходные пусковые установки К-340П на шасси МЗКТ-7930 (экипаж - 3 человека);
- Машина боевого управления (экипаж - 5 человек);
- Аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств комплекса с головным командным пунктом;
- Автоматизированная система боевого управления комплексом;
- Комплекс средств технического обслуживания.

Дополнительно к противокорабельному комплексу "Бастион" могут поставляться:
- Транспортно-заряжающие машины К-342Р;
- Машины обеспечения боевого дежурства;
- Учебно-тренировочные средства;
- Вертолетный комплекс целеуказания.

Противокорабельная крылатая ракета "Яхонт" предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Работы по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения начались в конце 70-х - начале 80-х гг. в НПО Машиностроения под руководством генерального конструктора Г. Ефремова. В отличие от предшествующих отечественных противокорабельных ракет, имеющих относительно узкую "специализацию" по носителям, новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и береговых пусковых установках.

Отличительными особенностями ракеты "Яхонт" являются: загоризонтная дальность стрельбы; полная автономность боевого применения ("выстрелил-забыл"); набор гибких ("низкая", "высокая-низкая") траекторий; высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета; полная унификация для широкой номенклатуры носителей (надводных кораблей всех основных классов, подводных лодок и наземных пусковых установок); малая заметность для современных РЛС.

Противокорабельная ракета "Яхонт" выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает "Яхонту" высокую маневренность, позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от огневых средств противника.

Cиловая установка ракеты включает в себя маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем. Двигатель рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20 тыс. м.

По сути вся ракета - от лобового воздухозаборника до среза сопла представляет собой органично совмещенную с планером силовую установку. За исключением центрального конуса воздухозаборника, в котором размещены блоки системы управления, антенна радиолокационной станции самонаведения и боевая часть, все внутренние объемы ракеты, включая воздушный тракт прямоточного двигателя, использованы под маршевое топливо и встроенную твердотопливную стартово-разгонную ступень.

После выхода ракеты из пускового контейнера включается твердотопливный разгонный блок, установленный по принципу “матрешки” в камере сгорания маршевого двигателя. Несколько секунд его работы разгоняют ракету до скорости 2М. Затем стартовый ускоритель выключается, его выбрасывает из маршевого набегающим потоком воздуха, и “Яхонт” продолжает полет на скорости в 2,5М, обеспечиваемой прямоточным жидкостным воздушно-реактивным двигателем.

Ракета оснащена комбинированной системой наведения (инерциальной на маршевом участке траектории и активной радиолокационной - на заключительном этапе полета). Полетное задание формируется по данным от автономного источника целеуказания. Радиолокационная станция головки самонаведения может захватывать надводную цель класса "крейсер" на дальности до 75 км.

После первоначального захвата цели ракета выключает радиолокационную станцию и выполняет снижение на предельно малые высоты (порядка 5-10 м). В результате на среднем участке полет осуществляется под нижней границей зоны ПВО. В дальнейшем, после выхода ракеты из-за радиогоризонта, радиолокационная станция включается повторно, захватывает и сопровождает цель, на которую наводится ракета. На этом относительно коротком участке полета сверхзвуковая скорость "Яхонта" затрудняет его поражение средствами ПВО малой дальности, а также постановку помех его головке самонаведения.

Обзор всей зоны положения целей с большой высоты создает условия предварительного целераспределения ракет по кораблям группы и селекции ложных целей. Главное достоинство ракеты “Яхонт” - программа наведения на цель, позволяющая действовать против одиночного корабля по принципу “одна ракета - один корабль” или “стаей” против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все тактические возможности комплекса. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. В автономную систему управления заложены данные не только по противодействию РЭБ противника, но и приемы уклонения от огня средств ПВО. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Для исключения ошибки при выборе манёвра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ракеты заложены электронные портреты всех современных классов кораблей. К тому же там есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе кораблей, что позволяет определить кто перед ней - конвой, авианосец или десантная групппа, и атаковать главные цели.

Заблаговременное снижение ракеты из расчета ухода за радиогоризонт относительно обстреливаемой цели обеспечивает срыв сопровождения ПКР стрельбовыми комплексами ПВО, что наряду с высокой сверхзвуковой скоростью и предельно малой высотой полета на участке самонаведения резко снижает возможности по перехвату ПКР "Яхонт" даже самой развитой корабельной ПВО.

Противокорабельная ракета "Яхонт" заключена в герметичный транспортно-пусковой контейнер. В нем, будучи полностью готовой к боевому применению, ракета покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель. Без извлечения из контейнера через специальный борт-разъем контролируется техническое состояние ракеты и ее систем. Транспортно-пусковой контейнер с ракетой крайне неприхотлив в эксплуатации, не требует подвода жидкости и газа и не предъявляет дополнительных требований по микроклимату в местах хранения и на носителях. Все это в целом не только упрощает эксплуатацию, но и служит залогом высокой надежности техники, которая находится в "комфортных" условиях в течение всего срока службы.

Самоходная пусковая установка К-340П создана на четырехосном шасси МЗКТ-7930 "Астролог" и способна развивать скорость 80 км/ч. Запас хода - до 1000 км. Общая масса пусковой установки с двумя снаряженными транспортно-пусковыми стаканами, топливом и экипажем из трех человек составляет 41 т. Командир, оператор пуска и водитель размещаются в кабине, оснащенной кондиционером. Для подготовки ракеты к пуску транспортно-пусковые контейнеры переводятся в вертикальное положение.

Машина боевого управления K380P выполняется на трехосном шасси КаМАЗ-43101 или МЗКТ-65273. Все оборудование смонтировано в контейнере ISO-1C. Общая масса машины с топливом и расчетом из четырех человек - до 25 т, время развертывания - 3-4 мин.

Транспортно-заряжающая машина К342Р выполнена на том же шасси, расчет - два человека и два транспортно-пусковых контейнера с ракетами. Она оснащена 5,9-тонным подъемным краном, используемым для загрузки ракет и перезаряжания пусковой установки.

Время приведения комплекса в боевую готовность из походного положения - менее 5 минут, а интервал старта ракет при залповой стрельбе из одной самоходной пусковой установки составляет от 2 до 5 секунд. Время автономного боевого дежурства без вспомогательных средств - 24 часа (30 суток с дополнительными машинами обеспечения боевого дежурства).

Противокорабельный комплекс "Бастион" поступил на вооружение 25-го отдельного ракетного дивизиона 11-й Отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады (п. Уташ Краснодарского края, близ Анапы) Черноморского флота: два дивизиона в конце 2009 года, и еще один дивизион - в конце 2010 года.

Ракета 3М55 "Яхонт" : основные характеристики
Скорость полета, M
2,6
Высота маршевого полета, м
14000-15000
Высота на низковысотной траектории, м
10-15
Высота у цели, м
5-15
Дальность пуска максимальная, км
120-300
Масса взрывчатого вещества боевой части, кг
200-250
Длина ракеты, мм
8000
Масса ракеты на старте, кг
3000
 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте