Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Эскадренные миноносцы

 
 
 
         
      Эскадренный миноносец "Бдительный"  
 
Бдительный
 
Бдительный
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 2402 т.
Размеры: длина - 112,8 м, ширина - 10,2 м, осадка - 4,8 м.
Скорость хода максимальная: 38,6 узлов.
Дальность плавания: 2565 миль при 19,5 узлах.
Силовая установка: котлотурбинная, двухвальная, 56000 л.с.
Вооружение: 4х1 130/50 мм в установках Б-13-2, 2х1 76/55 мм в установках 34-К, 3х1 45/46 мм в установках 21-К, 4х12,7 мм зенитных пулемета ДШК, 10 глубинных бомб Б-1, 20 глубинных бомб М-1, бомбомет БМБ-1, 2х3 533 мм торпедных аппарата 1-Н, торпеды 53-38, 48 мин.
Экипаж: 236 чел.

История корабля:
Эскадренный миноносец пр.7

К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было всего семнадцать эскадренных миноносцев - "новиков" (12 - на Балтийском море и 5 - на Черном). Такие построенные перед первой мировой войной эсминцы не могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером назначили В.А.Никитина, а ответственным исполнителем работ П.О.Трахтенберга.

ЦКБС-1 начало проектирование "серийного ЭМ", которому присвоили обозначение "проект 7". В 1932 году в Италию под руководством В.А.Никитина была командирована комиссия "Союзверфи", которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной фирме "Ансальдо", имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных эсминцев и легких крейсеров. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией строящегося эсминца типа "Мистрале", который стал ближайшим прототипом при разработке проекта "7".

21 декабря 1934 года общий проект "серийного эсминца" был утвержден постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество "семерок", подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз изменялось в сторону увеличения. В конечном итоге в 1937 году планировалось сдать флоту 21 корабль, а в следующем - еще 32. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался для Балтийского и Северного флотов, 10 - для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского флота. Строительство кораблей предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова, Балтийском заводе им. С.Орджоникидзе и Николаевских государственных заводах им. Марти и им.61 Коммунара.

Сравнение основных тактико-технических элементов из данных общего проекта ЭМ проекта 7 с зарубежными эсминцами подтверждает, что при его проектировании был достигнут значительный прогресс и корабль по своим боевым качествам не уступал лучшим зарубежным образцам того времени, а по дальности стрельбы орудий главного калибра и скорости значительно превосходил их.

Cледует выделить такие достоинства эсминцев проекта 7, как мощное артиллерийское вооружение, совершенные приборы управления огнем, неплохие торпеды и приличная скорость хода. Энергетическая установка при всех своих минусах зарекомендовала себя более надежной, чем у германских эсминцев. Но главная заслуга наших конструкторов и кораблестроителей в том, что столь крупная серия кораблей все же была построена, и построена своевременно. Именно "семерки" обновили надводный флот и вывели советский ВМФ на качественно новый уровень.

Эсминец "Бдительный" был заложен 23.08.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в г.Николаеве. Спущен на воду 29.06.1937 г., вступил в строй 22.10.1939 г.

Эсминец встретил начало войны, находясь в капитальном ремонте. 24 сентября в Севастопольской бухте в районе Сухарной балки он сел на мель (носовая часть до 10-го шпангоута свернута вправо), из-за чего вновь был поставлен на ремонт.

В боевых действиях "Бдительный" начал участвовать в октябре 1941 года. 30 октября он вместе с эсминцем "Шаумян" эвакуировал личный состав 119-го морского авиаполка из Донузлава в Севастополь. Затем ""Бдительный" участвовал в переброске сухопутных частей с Тендры и обороне Севастополя.

В феврале-марте 1942-го эсминец неоднократно выходил в море для обстрела позиций противника на приморском фланге Крымского фронта, а затем - в районе Владиславовки и Новомихайловки. 17 апреля он конвоировал санитарный транспорт "Сванетия", следовавший из Севастополя в Новороссийск. На переходе транспорт дважды атаковали бомбардировщики "люфтваффе" - сначала 12, а затем 9 самолетов. Во время второго налета в "Сванетию" попали две торпеды, и в 16.30 она затонула. Через 17 минут последовала третья воздушная атака - на сей раз непосредственно на "Бдительный". Эсминец, ведя плотный заградительный огонь и маневрируя, отразил налет и избежал попаданий. На месте гибели транспорта он подобрал из воды 143 человека и доставил их в Туапсе. Остальные находившиеся на "Сванетии" 753 человека утонули.

9 мая эсминец обстреливал вражеские позиции на берегу Феодосийского залива, позже обеспечивал переходы кораблей и судов между Севастополем и портами Кавказа. С февраля по июнь 1942 года совершил 7 транспортных рейсов из Севастополя, перевезя на борту 2656 человек, в том числе 510 лежачих раненых. Всего же на счету "Бдительного" 11 рейсов в осажденный город-крепость. Вместе с "Ташкентом" и "Безупречным" "Бдительный" стал одним из последних крупных боевых кораблей, прорвавшихся в осажденный Севастополь. 25 июня он доставил бойцов 142-й морской стрелковой бригады.

Вернувшись в Новороссийск, эсминец немедленно вы­шел в море - на сей раз он вместе с "Сообразительным" был послан навстречу тяжело поврежденному вражеской авиацией лидеру "Ташкент". Эсминцы выполнили задание: с их помощью искалеченный лидер сумел достичь базы. Это был последний поход "Бдительного".

2 июля 1942 года во время стоянки в Новороссийской бухте эсминец неожиданно атаковали фашистские бомбардировщики. Одна бомба весом около 500 кг попала в район первого машинного отделения. От ее взрыва сдетонировали боевые части двух торпед, находившихся в носовом торпедном аппарате. Корабль переломился на две части. Затем произошел взрыв в кормовом погребе. "Бдительный" в считанные минуты лег на грунт. Восстановлению эсминец не подлежал.

В 1948-1952 годах он был поднят по частям и сдан на слом.

В годы войны "Бдительным" командовали:
- капитан-лейтенант Н.И.Боярский (до 26.9.1941);
- капитан 3 ранга А.М.Ованесянц (до 20.3.1942);
- капитан 3 ранга А.Н.Горшенин (с 20.3.1942 по 2.7.1942).

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте