Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Малые ракетные корабли / Ракетные катера

 
 
 
     
   Ракетный катер Р-113 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 205 т.
Размеры: длина - 38,6 м, ширина - 7,6 м, осадка - 2,6 м.
Скорость полного хода: 40 узлов.
Силовая установка: дизельная, 3 дизеля, 10800 л.с., 3 винта
Вооружение: 4 пусковых установки ПКР "Термит" (4 ракеты), 2x2 30-мм артустановки АК-230, 1 ПУ ПЗРК.
Экипаж: 26 чел.

История корабля:
Ракетный катер проекта 205Э

Наряду с малым ракетным катером пр.183Р для отечественного Военно-морского флота во втором послевоенном десятилетии в ЦКБ-5 создавался и большой ракетный катер пр.205 (для получения корабля с более мощным ракетным оружием и лучшей мореходностью).

Успешному созданию большого ракетного катера в немалой степени способствовало освоение отечественной промышленностью легких компактных дизелей большой агрегатной мощности. Такие двигатели типа М-503 и М-504 были созданы в 1956-1959 гг. По своим массогабаритным характеристикам, удельной и агрегатной мощности эти машины не имели аналогов среди лучших отечественных и зарубежных образцов.

Большие ракетные катера пр.205 строились в двух модификациях. Проекты различались своими ракетными комплексами. Так, в проекте первой модификации ракеты П-15 хранились в пусковых установках ангарного типа с постоянно раскрытыми крыльями. Последующая модификация кораблей вооружалась более совершенным ракетным комплексом П-15У, у которого ракеты хранились со сложенными крыльями (автоматически раскрывались в полете). Артиллерийское - две спаренные 30-мм автоматические артустановки АК-230 и системы их управления.

Одновременно осуществлялась доработка ракетного комплекса, позволившая увеличить дальность применения ранет с 40 до 80 км.

Головной ракетный катер проекта 205 вошел в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли, получившие в НАТО обозначение “Оса”, строились большой серией вплоть до 1970 года. Кроме них, на судостроительных заводах велась постройка различных модификаций этого катера. Всего по этим проектам для нашего ВМФ, а также для передачи или продажи за рубеж в СССР было построено более 400 ракетных катеров.

Ракетные катера данного проекта широко использовались в вооруженных конфликтах. Так, в октябре 1970 года ракетами П-15, запущенными с катеров пр.205 Египта, был потоплен израильский военно-транспортный корабль водоизмещением 10 000 т, осуществлявший радиолокационный дозор и радиотехническую разведку вблизи побережья Египта. В декабре 1971 года в ходе индо-пакистанской войны катера пр.205 ВМС Индии, вооруженные П-15, наносили удары по кораблям и береговым объектам Пакистана.

Ракетный катер Р-113 был построен в Ленинграде на Судостроительном заводе №5 (заводской номер №416) по оригинальному проекту 250Э, вошел в состав флота в 1963 г.

Катер проекта 206Э создавался специально под разрабатываемый противокорабельный комплекс П-25. Он в отлии от катеров проекта 205 помимо носового подводного крыла обладал и и управляемой транцевой плитой. При выведении этой плиты на отрицательные углы атаки корма притапливалась и образующийся дифферент способствовал выходу в режим движения на подводном крыле. Подобная схема оказалась очень перспективной. Так же от серийных кораблей пр.205 внешне он отличался более обтекаемыми обводами надстройки и горизонтальным расположением четырех цилиндрических контейнерных пусковых установок КТ-62К для ракет, которые перед пуском поднимались на стартовый угол.

В 1965 г. в связи с прекращением работ по комплексу П-25 катер Р-113 вернули в Ленинград для проведения дальнейших доработок в целях гидродинамических исследований. Схема с носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой нашла применение на серийных торпедных и ракетных катерах постройки 1970-х гг. - пр.206М и 206МР.

А сам катер Р-113 разоружили и переделали в буксировщик моделей по пр.205ЭКБ и под названием ОК-1072 перевели в филиал ЦНИИ ВК в Балаклаву, где он использовался для обеспечения гидродинамических исследований до 1990-х гг.

Катер был списан в 1997 г.

 
       
© Kchf.ru, 2001-2019 - о сайте