Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка "БС-555"  
 
Подлодка "БС-555"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1870/2564 т.
Размеры: длина - 85 м, ширина - 7,8 м, осадка - 6,54 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 12/8 узлов.
Глубина погружения: 375 м.
Дальность плавания: над водой 200 миль, под водой 80 миль.
Силовая установка: дизель 1x1490 л.с., электродвигатель 1x1350 л.с., 1 винт и 4 поворотно-откидные колонки.
Вооружение: нет.
Экипаж: 41 чел.

История:
Подводная лодка пр.1840
Большая подводная база-лаборатория. Данная ПЛ предназначалась для проведения испытаний по определению длительности пребывания человека под водой на глубине 300 м, отработки водолазного комплекса, подготовки водолазов, выполнения аварийно-спасательных работ и ремонта подводных объектов.

При разработке и освоении метода "насыщенных" погружений водолазов длительного пребывания под повышенным давлением, для экспериментов в морских условиях использовались стационарные подводные лаборатории: в США - "Слаб"; во Франции - "Преконтинент"; в ФРГ - "Гельголанд". Эти лаборатории для своего функционирования нуждались в значительном количестве средств надводного или берегового обеспечения, зависели от состояния погоды на море, надежности стоянки, средств надводного обеспечения. Учитывая специфику задач ПСС ВМФ, необходимость выполнения водолазных работ, независимо от состояния моря, для выполнения экспериментальных работ по методу повышенного давления, было решено создать автономную подводную базу-лабораторию (ПБЛ).

В сентябре 1967 г. по постановлению Правительства началась разработка проекта ПБЛ (проект 1840) в СПМБ "Малахит". При разработке эскизного и технического проекта ПБЛ рассматривалось несколько вариантов подводной лаборатории, отличавшихся как компоновкой камер и корпуса, так и энергетическими средствами, которые могли бы обеспечить задававшуюся в ТЗ длительность (30 суток) пребывания базы (водолазов) под водой. За основу проекта ПБЛ был принят вариант автономной диэель-электрической ПЛ, с размещением барокамер внутри её корпуса, с автономностью по запасам в 25 суток с учетом того, что декомпрессия водолазов будет проводиться на базе. Водоизмещение ПЛ ограничивалось 1600 тоннами.

Технический проект (разработан под руководством Е.С. Корсукова) был утвержден в мае 1972 года, и было принято решение о строительстве ПБЛ на ЛАО со сроком сдачи ВМФ в 1974 году. В составе проекта ПБЛ было разработано более 40 образцов специальных устройств оборудования, подводной техники и средств жизнеобеспечения водолазов в барокамере. На стадии технического проекта в СПМБМ было выполнено натурное макетирование барокамеры и водолазного поста во II отсеке ПЛ. В период постройки на ЛАО было выполнено натурное макетирование для уточнения расположения оборудования в I отсеке, центрального поста IV отсека и водолазного поста II отсека.

БПЛ-Л выполнена как двухкорпусная. Внутри её прочного корпуса во II-ом отсеке установлены две барокамеры, соединенные между собой переходной шахтой; имеет шахту выхода водолазов для водолазных спусков и шахту шлюзовую для спасения подводников. БПЛ-Л имела штурманское вооружение, соответствующее передовым технологиям своего времени. Телевизионно-оптический комплекс "Шнур", состоящий из семи подводных телекамер, расположенных снаружи корпуса ПЛ (одна на носовой оконечности, две по бортам для наблюдения за грунтом, две на площадке водолазов, одна у шахты всплытия в носу и одна в ограждении рубки), семи камер, размещаемых внутри барокамер и двух видеопросмотровых устройств в центральном посту (ЦП) и на посту управления барокамерами во II-ом отсеке, а также одной камеры, носимой водолазом.

Для обеспечения живучести прочный корпус БПЛ-Л разделен переборками на семь отсеков, причём носовая и кормовая переборки рассчитаны на давление 30 кгс/см2, а остальные на 10 кгс/см2.

Для обеспечения надводного и подводного маневрирования на БПЛ-Л был предусмотрен вспомогательный движительно-рулевой комплекс в составе 4-х поворотно-откидных колонок (ПОК-45), установленных попарно в носовой и кормовой оконечности. ПОК-45 выполнены в виде откидных колонок с гребным винтом в насадке с раздельными приводами поворота и откидывания колонок и вращения винта со скоростью 700 об/мин, которые расположены в прочном корпусе. Приводы откидывания и поворота колонок гидравлические, а вращения винта - электрические. Мощность приводного двигателя - 24 кВт. В рабочем положении колонки откидываются под углом 45° к ДП лодки, при этом насадки с гребным винтом выносятся за пределы лёгкого корпуса. Изменение направления упора гребных винтов обеспечивается за счет поворота гондолы с гребным винтом вокруг оси колонки. ПОК-45 обеспечивает вертикальные, горизонтальные перемещения БПЛ-Л (всплытие, погружение, перемещение лагом с погружением, всплытием, ход вперед-назад под углом влево, вправо с погружением, всплытием, разворот на месте).

БПЛ-Л была единственной в мире ПЛ снабженной таким движительным комплексом, который обладал хорошей работоспособностью, надежностью и обеспечивал подводную и надводную маневренность БПЛ-Л, а также движение вперед со скоростью до 3-х узлов.

Для изготовления корпуса БПЛ-Л использовалась сталь AK-33 с пределом текучести 8000 кгс/см2. Горизонтальные рули с разрезным баллером. Для обеспечения якорной стоянки на глубине до 60 м были предусмотрены якорь с поворотными лапами и укороченным веретеном массой 1000 кг. Для обеспечения якорной стоянки в подводном положении на глубине до 300 м были установлены специальные носовые и кормовые якорные устройства с лебёдкой ЛЯГС-7, якорными массивами до 3000 кг и якорные канаты стальные диаметром 23,5 мм, длиной около 600м. Якорные устройства обеспечивали возможность всплытия и погружения БПЛ-Л в режиме "Лифта" без снятия с якорей и автоматическое травление - выбирание каната до 12 м при стоянке в надводном положении на волнении.

Закладка корпуса ПБЛ состоялась 26.10.1977 г. 2 августа 1978 года ПБЛ была спущена на воду и подведена к достроечной стенке северной площадки ЛАО. Приказом ГК ВМФ ПБЛ стала именоваться БПЛ-Л пр.1840, тактический номер "БС-555". В январе 1980 года Приказом ГК ВМФ БПЛ-Л была принята в состав КЧФ, и 25.01.1980 г. на ней был поднят Военно-Морской флаг.

Уже в процессе государственных испытаний БПЛ-Л выявились возможности расширения круга задач, выполняемых ею, и были предложения по усовершенствованию и модернизации БПЛ-Л. Лодка проектировалась с учетом выполнения задач при обязательном надводном обеспечении, поэтому на ней вместо перископа был установлен навигационный обнаружитель круговой HOK-1, отсутствовали средства гидроакустики, обеспечивающие надежный самостоятельный поиск необозначенных предметов, средства дальней радиосвязи.

Решение о необходимости разработки проекта модернизации было принято в декабре 1981 г., ТТЗ утверждено в июле 1982 года. Договор на разработку проекта 18401 оформлен в октябре 1983 г. Согласно ТПЗ на модернизацию, БПЛ-Л должна выполнять, кроме прежних функций экспериментальной лаборатории, задачи по самостоятельному поиску в ограниченном районе, оказанию помощи и спасению подводников, обеспечению подъема, "остропка" затонувших изделий военной техники с помощью водолазов на глубинах до 300 м в акватории Черного моря.

17 июля - 30 августа 1980 года была осуществлена транспортировка БПЛ-Л в доке в г. Феодосия, а 3 сентября 1980 года "БС-555" пришла собственным ходом в г. Севастополь;

Находилась в составе 155-ой бригады ПЛ КЧФ, базирующейся на Балаклаву. В период с 1980 по 1991 гг. прошла 15750 миль, провела на грунте более 1600 часов, более 210 раз погружалась на глубины 100-300 м.

В соответствии с планом модернизации в 1989 году ПЛ была отправлена на ЛАО для проведения работ по переоборудованию и модернизации по проекту 18401, однако из-за отсутсвия финансирования все работы по проекту были прекращены.

В 1992 году подводная лодка "БС-555" была выведена из состава ВМФ, а в 1994 году разделана в Константиновском доке КМОЛЗ и продана на металлолом.

Этой подводной лодкой в разное время командовали:
- Ю.Пообус;
- Р.Волков;
- Г.Гвоздев;
- Л.Казлаускас.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте