Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка C-31  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 837/1084,5 т.
Размеры: длина 77,7 м, ширина 6,4 м,осадка 4,35 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 19,8/8,9 узлов.
Дальность плавания: над водой 8170 миль 9,7 узлах, под водой 140 миль при 2,9 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля по 2000 л.с., 2 электромотора по 550 л.с.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата (12 торпед), 1 100-мм, 1 45-мм орудия.
Глубина погружения: до 100 м.
Экипаж: 46 человек.

История:
Подводная лодка типа "С", IX-бис серия.

По архитектуре эти субмарины представляли собой полуторакорпусные подводные лодки смешанной конструкции, у которых прочный корпус был клепаным, а легкий - сварным. "Эска" имела семь отсеков; три из них являлись отсеками-убежищами и отделялись сферическими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление 10 атмосфер. Конструкцию прочного корпуса отличала высокая технологичность - главным образом, за счет отказа от разноса стыков и пазов и упрощенной формы цилиндрических и конических секций. Прочная рубка была овальной, благодаря чему уменьшалась ее ширина и, соответственно, сопротивление воды при движении под водой.

Система всплытия подлодки при своей простоте отличалась высокой эффективностью. Балластные цистерны осушались не насосами, а отработанными газами дизелей или сжатым воздухом системы аварийного продувания. Все цистерны главного балласта, кроме кормовой, оснащались кингстонами оригинальной схемы.

Главные электродвигатели на всех "эсках" были отечественного производства - двухякорные электромоторы ПГ72/35 Ленинградского завода "Электросила" мощностью по 550 л.с. при 275 об/мин. Аккумуляторная батарея включала в себя 124 элемента типа "С".

Торпедное вооружение - шесть 533-мм аппаратов: четыре носовых и два кормовых. Длина каждого - 7,7 м, толщина стенок трубы - 9 мм. Выстрел торпедой допускался с глубины до 15-17 м, после модернизации в послевоенное время - до 30 м. Основным оружием "эсок" в годы Великой Отечественной войны были 533-мм двухрежимные парогазовые торпеды 53-38. Артиллерийское вооружение подлодок типа "С" - 100-мм артустановка Б-24-ПЛ и зенитный 45-мм полуавтомат 21-К.

Маневренные качества подводных лодок типа "С" считались вполне удовлетворительными. На полном ходу в надводном положе­нии субмарина разворачивалась на 180° примерно за 3 мин; диаметр циркуляции при этом составлял 1,7 кбт. На экономическом ходу тот же маневр выполнялся за 4 мин. Под водой лодка разворачивалась на 180° при положении руля 15° на 6-узловой скорости за 9 мин, на 3-узловой скорости - за 12 мин; диаметр циркуляции при этом составлял соответственно 5 и 5,6 кбт. Время перехода из крейсерского положения в позиционное занимало 25 с, из позиционного в боевое -15-20 с, из крейсерского в боевое - 48-50 с.

Заложена 05.10.1937 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 22.02.1939 г., вступила в строй 19.06.1940 г. и 25.06.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ.

Участвовала в Великой Отечественной войне. Первые два выхода для субмарины (командир-капитан-лейтенант И.Ф. Фартушный) - несение дозорной службы в ста милях южнее Феодосии (15.7-3.8.1941) и у мыса Шаблер (21.8- 7.9.1941) закон­чились безрезультатно. Противника уда­лось обнаружить лишь в третьем походе. Им оказался румынский миноносец "Налука", но атака сорвалась из-за позднего обнаружения и большой скорости цели. Крейсерство также прошло безрезультатно, хотя именно в этот период через позицию С-31 следовали главные силы румынского флота, обеспечивавшие минные постановки у побережья Болгарии. Дело в том, что субмарина большую часть времени держалась вдали от берега. По этой же причине она не встретила ни одной цели и в двух последующих походах к мысу Эмине (29.10- 12.11.1941 и 28.1-14.2.1942). К числу операций, имевших хоть какой-то результат, следует отнести обстрел в ночь на 27 октября объектов на побережье Каркинитского залива (выпущено 77 100-мм снарядов).

В марте 1942 года лодка прошла текущий ремонт, после чего совершила еще один безрезультатный поход в район Ахтебол (между Сизополем и болгаро-турецкой границей). Вскоре Фартушный был переведен на минзаг Л-23, а "эской" стал командовать ст. лейтенант Н.П. Белорукое. Первым заданием для нового командира стали транспортные перевозки в осажденный Севастополь. Всего с 30 мая по 21 июня лодка совершила пять рейсов, доставив в город 204,5 т боеприпасов, 20,1 т продовольствия, 45 т бензина; в обратном направлении С-31 вывезла 59 человек. В конце июня - первой половине июля последовал очередной ремонт, а с 6 по 26 августа лодка выходила на позицию к Констанце (обнаружений не было). 12 сентября она впервые направилась к берегам Крыма. Здесь С-31 производила разведку, обеспечивала действия торпедных ка­теров, в ночь на 27 сентября обстреляла Ялту (выпустила 22 100-мм снаряда и была вынуждена погрузиться под огнем бере­говой батареи). Днем 21-го "эска" неудачно выпустила две торпеды по одиночному судну у Ялты. Через несколько часов лодку обнаружил итальянский торпедный катер MAS-572 и сбросил 14 глубинных бомб. Ночью Белоруков перевел С-31 в район Судака и днем напал на конвой, состоявший из тральщика с баржей на буксире и трех катеров. Через минуту после залпа послышался взрыв, в связи с чем баржу посчитали уничтоженной. Немцы отрицают как свои потери в этот день, так и сам факт атаки, хотя на "эске" слышали, по меньшей мере, шесть взрывов глубинных бомб. 30 сентября лодка вернулась в Поти, причем незадолго до входа в порт чуть было не стала жертвой наших же гидросамолетов МБР. 25 ноября С-31 вышла на позицию к Тарханкуту, но спустя двое суток вернулась из-за неисправности материальной части. Поход в указанный район состоялся чуть позже (4-24.12.1942), но закончился безрезультатно.

В январе 1943 года лодка встала на капитальный ремонт. Он продолжался более шести месяцев. 21 июня "эска" вышла в поход на позицию у мыса Тарханкут. 28-го Белоруков выпустил две торпеды с дальней дистанции по быстроходной десантной барже (БДБ), но промахнулся. 15 августа субмарина вернулась в базу. Следующее крейсерство проходило с 29 сентября по 27 октября. Утром 17-го выдался шанс атаковать уже несколько таких же барж юго-западнее Евпатории. Хотя четырехторпедный залп был дан всего с 4 кбт, попадания достичь не удалось. Скорее всего, торпеды, установленные на углубление 1,5 м, прошли под баржей, имевшей меньшую осадку. В течение дня немецкий конвой дважды подвергался ударам наших торпедоносцев. БДБ F-418 получила попадания трех торпед и была брошена немцами возле Ак-Мечети. Этот факт дал некоторым историкам основание считать, что С-31 была причастна к гибели вражеского корабля. Поздно вечером 18-го Белоруков вновь предпринял атаку. На этот раз две торпеды были выпущены с расстояния всего 3 кбт по "крупному транспорту, шедшему в охранении эсминцев и моторных тральщиков". Не­смотря на победный доклад, до сих пор не ясно, кого же атаковала С-31, так как ни немцами, ни румынами это нападение зафиксировано не было.

Реально открыть боевой счет удалось лишь в 19-м походе (28.11-28.12.1943). 9 декабря от торпеды, выпущенной с дис­танции менее 500 м, на дно пошла БДБ F-580. 17 марта 1944 года лодка вновь направилась к Тарханкуту, но никаких результатов не добилась. После начала операции по освобождению Крыма С-31 перешла на юго-западные подходы к мысу Херсонес. 13 апреля четырехторпедным залпом с дистанции 4,5 кбт Белоруков пытался потопить румынский транспорт "Ардял", но попасть в него не удалось. Вечером 18-го "эске" представилась возможность добить поврежденный нашей авиацией пароход "Альба Юлия" (5708 брт), однако при выходе в атаку подлодка была обнаружена и контратакована. 21 апреля С-31 вер­нулась в Поти. Последний - 21-й - поход субмарина совершила с 16 августа по 15 сентября на позицию у Бургаса. Противник опять-таки обнаружен не был, поскольку лодка держалась восточнее линии минных заграждений.

Указом от 5 ноября 1944 года С-31 была награждена орденом Красного Знамени. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок.

14.03.1955 г. С-31 была выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. С 06.04.1955 г. - ПЗС-23.

14.03.1975 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и впоследствии на базе "Главвторчермета" в Севастополе разделана на металл.

 
             
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте