Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Минно-тральные корабли

 
 
 
     
    Базовый тральщик "Т-413"  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 459 т.
Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка - 2,13 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 5300 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала К-1, 1 змейковый трал.
Экипаж: 44 чел.

История корабля:
Базовый тральщик пр.58

Первоначальное назначение данного типа кораблей - проводка за тралом подводных лодок и быстроходных конвоев. В ходе строительства первых кораблей по проекту 3 обнаружилась недостаточная остойчивость, поэтому последующие корабли этого типа строились по откорректированным проектам (проект 53 предусматривал укладку твердого балласта, проект 53У - уширение корпуса, проект 58 - изменение компоновки механизмов). Данные корабли обладали высокими мореходностью и живучестью. К их недостаткам относились сравнительно большая осадка, слабое зенитное вооружение и отсутствие гидроакустической станции. Литерно-цифровые обозначения были присвоены им в 1939 г.

Тральщик "Т-413" был заложен по проекту 58 на Морском заводе (Севастополь) 29.04.1939 г., заводской номер №256, спущен на воду 12.10.1940 г., вступил в строй 21.04.1941 г. и 01.05.1941 г. вошел в состав Черноморского флота. Получил бортовой номер "27".

В годы Великой Отечественной войны базовые тральщики пр. 3, 53, 58 и 53У составляли основное ядро тральных сил на всех наших флотах. Они показали хорошие мореходные качества, высокую живучесть корпуса и механизмов, осуществили большой объем боевого траления во время войны и в послевоенные годы, ликвидируя минную опасность в наших водах. Пять базовых тральщиков были удостоены звания гвардейских, шесть стали Краснознаменными.

В 24 часа 12 июня тральщик "Т-413" снялся с якоря и вышел в море для встречи конвоя с транспортом "Грузия", но конвой опоздал, и БТЩ пришлось с рассветом маневрировать у мыса Фиолент, временами ложась в дрейф. Около 7.00 пролетела "рама" и начался обстрел тральщика из Балаклавы. К 11.00 тральщик максимально приблизился к берегу, чтобы войти в "мертвую зону" и дать возможность экипажу пообедать. Для этого встали в полукабельтове от берега, кормой к скалам, объявив боевую готовность № 2. На мостике остались помощник командира, рулевой и сигнальщик, остальные сели обедать.

Но в 11.15 последовала команда: "Боевая тревога!" и был сразу же дан полный ход вперед. Корабль атаковали две группы пикировщиков, вынырнувшие из-за высокого обрыва и начавшие пикирование с высоты 1000 м при очень крутом угле. Общее число самолетов в налете - от 15 до 28 (по разным данным). Самолеты сбросили не менее 80 авиабомб. Отворачивать вправо было нельзя из-за близости берега, и тральщик отвернул влево, но это уже не спасло. Одна бомба разорвалась у кормового подзора, вторая - во втором кубрике; от взрыва снесло за борт 45-мм зенитку и разорвало верхнюю палубу. Третья бомба взорвалась в носовом машинном отделении, а четвертая - в кают-компании. При разрывах остальных бомб у борта тральщик получил массу осколочных пробоин в обшивке корпуса и в надстройках. Руль оказался заклиненным в положении "лево на борт". "Т-413" медленно тонул с креном на правый борт и дифферентом на корму. Тяжелые ранения получили командир корабля Д.М.Ратнер, комиссар Г.А.Абрамцев и командир БЧ-5 С.Н.Саблуков. В командование вступил помощник командира старший лейтенант С.С.Грабильников, который вместе с лейтенантами Б.С.Львовым (командир БЧ-1), А.Д.Торбочкиным (командир БЧ 2/3) попытались организовать борьбу за живучесть. Командир БЧ-5, несмотря на ранение, приказал тушить пожар в районе носового артпогреба, но погреб уже затопило через пробоину в обшивке. Быстро заполнялись водой ахтерпик, запасной отсек и эжекторная выгородка. В ахтерпике загоралась дымосмесь, началось быстрое затопление носового и кормового машинных отделений, первого кубрика и коридора гребных валов. В носовом машинном отделении были полностью разрушены правый дизель, вспомогательные механизмы и трубопроводы, снесло за борт световые люки. Крен быстро достиг 45°, и стало ясно, что корабль обречен.

Началось спасение раненых, которым привязывали пробковые пояса и матрацы, затем их погрузили в правую шлюпку, но она тут же затонула. Людей подобрали катера, пришедшие из Стрелецкой бухты. Последними корабль покинули Грабильников и Саблуков, а через 30 минут после попадания бомб "Т-413" лег на правый борт и резко перевернулся вверх килем. В 11.50 корабль встал кормой вверх и затонул. Раненого командира "Т-413" позже удалось эвакуировать на крейсере "Молотов".

В 1947 г. поднят и разобран на металл. Погибшие члены экипажа похоронены на Кладбище Коммунаров в Севастополе.

Согласно данным гидролокации этого района, на расстоянии 11-14 кабельтовых от мыса Фиолент, находятся два подводных препятствия на глубине 50 и 27 метров, возвышение над грунтом 8 и 3 метра соответственно. Возможно, что данные препятствия являются тральщиком "Т-413" и сторожевым катером № 092, так же потопленным в данном районе.

Имя тральщика увековечено на "Мемориале героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", сооруженном на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г.

 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте