Черноморский Флот

Флотские новости

История флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version

 

 
Фотографии кораблей в высоком разрешении
 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Вспомогательные суда

 
 
 
     
    Опытовое судно "Диксон"  
 
Диксон
 
Диксон
 
Диксон
 
Диксон
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 10000 т.
Размеры: длина - 150 м, ширина - 20 м, осадка - 6 м.
Скорость хода максимальная: 15 узлов.
Дальность плавания: 8000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 1 дизель, 5200 л.с.
Экипаж: 43 чел.

История судна:
Опытовое судно пр.05961

Первоначально это судно являлось гражданским судном-лесовозом пр.596 с названием "Восток-3", и принадлежало Балтийскому морскому пароходству. Оно было построено в Ленинграде на ССЗ им. А.А. Жданова (заводской №952). Заложено 29.08.1962 г., спущено на воду 06.07.1963 г. и вступило в эксплуатацию в декабре 1963 г. Судно предназначалось для перевозки леса и пакетированных пиломатериалов. Так же предусматривалась возможность транспортировки зерна. Лесовоз - одновинтовое, однопалубное, полнонаборное, четырехтрюмное, трехостровное судно с расположением машинного отделения между третьим и четвертым трюмами с наклонным форштевнем и крейсерской кормой. Корпус судна выполнен полностью сварным, и прочность его позволяла плавать в ледовых условиях.

12.05.1968 г. судно было передано ВМФ СССР, и в Севастополе на 13 СРЗ оно было переоборудовано в поисково-спасательный корабль по пр.596П.

За семидесятые-восьмидесятые годы XX века в Советском Союзе было построено несколько экспериментальных образцов космических лазерных пушек. Их разрабатывали для уничтожения планирующихся тогда к размещению на орбите Земли американских спутников-перехватчиков. Все существующие установки были "завязаны" на стационарное энергоснабжение и не отвечали главному требованию военного космоса - полной автономности. Из-за этого конструкторы не могли провести полноценные испытания. Для отработки автономности пушку, или, как значилось в документах, Мощную силовую установку (МСУ), решили установить на надводном корабле. Задачи по испытаниям боевого лазера правительство возложило на Военно-морской флот.

Выбор моряков пал на судно "Диксон". За кораблем были оставлено его прежнее название. Работы по его переоборудованию проходили под руководством конструкторского бюро "Невское". На Калужском турбинном заводе началась сборка лазерной пушки. Она должна была стать самой мощной из существующих в СССР боевых лазерных установок. Все работы были засекречены и получили название "Тема "Айдар".

Участвующие в работе над системой специалисты окрестили "Диксон" "золотой рыбкой", поскольку проект стоил бешеных денег - счет шел на сотни миллионов советских рублей. Но работы постоянно спотыкались о серьезные проблемы технического и научного плана. К примеру, чтобы установить на корабль 400 баллонов для сжатого воздуха, судостроителям пришлось полностью снимать металлическую обшивку с обоих бортов. Позже выяснилось, что на корабле может ненароком взорваться сопутствующий стрельбе водород. Он имеет обыкновение скапливаться в закрытых пространствах, поэтому решили смонтировать усиленную вентиляцию. Верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она могла раскрываться на две части. В результате корпус потерял прочность, и его пришлось укреплять.

Специалисты по лазерам просчитали, что силовая установка корабля не может дать пушке необходимой энергии в 50 мегаватт. Предложили усилить корабельные дизели тремя реактивными двигателями от самолета Ту-154. В корабле пришлось снова делать отверстия и менять интерьер трюма.

Не менее колоссальные средства пожирали работы над самой пушкой. Например, разработка адаптивного отражателя (медный отражатель диаметром 30 сантиметров, который должен был направлять лазерный луч на врага) стоила примерно 2 миллиона советских рублей. На его изготовление целое производственное объединение в подмосковном городе Подольске потратило полгода. Необходимая идеальная поверхность была достигнута специальной шлифовкой. Затем отражатель оснастили специально разработанной для него ЭВМ. Компьютер отслеживал состояние поверхности отражателя с точностью до микрона.

Если компьютер обнаруживал искажения, он мгновенно подавал команду, и прикрепленные к днищу отражателя 48 "кулачков" начинали молотить по отражателю и выправлять его поверхность с точностью до микрона. А чтобы отражатель не перегревался после контакта с лучом, к нему была прикреплена специальная подкладка из бериллия.

В конце 1979 года "Диксон" перешел на Черное море, в Феодосию. В Крыму на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе был произведен окончательный монтаж пушки и систем управления. Там же на корабль заселился постоянный экипаж - моряки и шесть сотрудников КГБ.

В Севастополе "Диксон" поставили особняком от боевых кораблей на 12-й причал Северной бухты. Несколькими днями раньше подходы к пирсу обнесли бетонным забором высотой четыре метра. Натянули проволоку, пустили ток, установили строжайший пропускной режим. С моряков и гражданских специалистов взяли подписку о "неразглашении".

Первый свой лазерный залп "Диксон" произвел летом 1980 года. Стреляли с дистанции 4 километра по специальной мишенной позиции, расположенной на берегу. Мишень была поражена с первого раза, правда, луча как такового и разрушений мишени с берега никто не увидел. Попадание вместе со скачком температуры зафиксировал установленный на мишени тепловой датчик. Как оказалось, коэффициент полезного действия луча составил всего лишь 5 процентов. Всю энергию луча "съели" испарения влаги с поверхности моря. Тем не менее результаты стрельб были признаны отличными. Ведь систему разрабатывали для космоса, где, как известно, полный вакуум. Зато испытания лазерной пушки охладили амбиции главкома ВМФ адмирала Горшкова, который мечтал установить лазерные установки чуть ли не на каждый корабль.

Помимо низких боевых характеристик, система была громоздка и сложна в эксплуатации. На подготовку пушки к выстрелу уходило более суток, сам выстрел длился 0,9 секунды. Для борьбы с атмосферой, поглощающей лазерное излучение, ученые придумали пускать боевой луч внутри так называемого луча просветления.Уже первые результаты, полученные в ходе стрельб, позволили конструкторам и представителям военного ведомства судить о высокой эффективности и перспективности данного вида оружия. Например, было установлено, что достаточно даже самого незначительного прожига стабилизатора или планера крылатой ракеты для того, чтобы набегающий поток воздуха развалил бы ее на части. Были получены данные и о том, в каком виде могут компоноваться боевые лазерные установки, на каких классах военных кораблей их можно устанавливать.

В результате удалось несколько повысить боевую мощь лазера, который уже мог прожигать обшивку самолета, но, к сожалению, на незначительном (400 м) расстоянии. Испытания лазера были завершены к 1985 году.

Но несмотря на то, что испытания были успешно завершены, конструкторы и военные смотрели на свое детище скептически. Все прекрасно понимали, что вывести такую систему на орбиту в ближайшие 20-30 лет не удастся. Об этом было осведомлено и высшее партийное руководство страны. Руководство не устраивали сроки и грядущая перспектива гигантских расходов.

С такими же проблемами столкнулись и за океаном. Итогом так и не состоявшейся гонки космических вооружений стали переговоры "По обороне и космосу", которые стартовали в марте 1985 года. Они послужили толчком к двустороннему свертыванию военных космических программ. После переговоров в доказательство благих намерений Советский Союз демонстративно прекратил работы сразу по нескольким космическим программам. В 1985 году была свернута и тема "Айдар".

Опытовое судно "Диксон" было исключено из состава флота 30.06.1993 г.

После раздела Черноморского флота этот экспериментальный корабль с первой в мире опытной и единственной в действительно боевой компоновке лазерной системой противовоздушной обороны отошел к Украине. Та в свою очередь распорядилась с ним, как посчитала нужным - то есть, продала на металлолом.

К счастью, до передачи корабля украинской стороне российским специалистам удалось вывезти большую часть сверхсекретных блоков и узлов, остальное оборудование вполне эффективно разворовали добытчики драгоценных металлов из радиоэлектронных плат.

В то же самое время в западных средствах массовой информации появилась информация о закупке Министерством обороны США на одном из судостроительных заводов Украины партии металлолома, состоящей из нескольких военных кораблей СССР. В трюме одного из них представители американского военного ведомства обнаружили 35-мегаваттные силовые генераторы, специальные поворотные механизмы, холодильные установки большой мощности и другое оборудование, анализ которого позволил сделать вывод о том, что в свое время корабль нес на борту лазерное оружие. Впрочем, Пентагон немедленно засекретил любую информацию о технических возможностях новейшего советского оружия и его компонентов.

 
       
© Kchf.ru, 2001-2017 - о сайте